Комментарий к главе 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный)

     Комментарий к статье 390. Налоговая база


Пункт 1 статьи 390 НК РФ определяет, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, являющегося объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

На основании статьи 24.15 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также Закон N 135-ФЗ) Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.

Составление отчета об определении кадастровой стоимости осуществляется на бумажном носителе не менее чем в трех экземплярах и на электронном носителе в форме электронного документа.

Требования к отчету об определении кадастровой стоимости устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Определение кадастровой стоимости земельного участка производится по следующим этапам:

1. Определение кадастровой стоимости земельного участка оценщиком.

2. Составление отчёта об определении кадастровой стоимости земельного участка.

3. Экспертиза отчёта об определении кадастровой стоимости.

4. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости.

5. Опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости.

6. Внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

"Важно!"

Действующим законодательством не урегулирован правовой механизм, определяющий особенности определения налоговой базы по земельному налогу при изменении кадастровой стоимости земельных участков, произошедших в течение одного налогового периода и определённой как рыночная стоимость. Данный вопрос в связи с этим разъяснён ФНС России и Минфином России.

Так в Письме ФНС России от 26.03.2015 N БС-4-11/4935@ разъясняется, что согласно статье 24.20 Федерального закона от 29.07.98 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом аналогичная норма введена в статью 391 НК РФ Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", вступившим в силу с 1 января 2015 года.

Таким образом, если изменения в части установления кадастровой стоимости земельного участка, равной рыночной стоимости, внесены в государственный кадастр недвижимости в течение 2014 года на основании решения суда, то указанная кадастровая стоимость применяется в целях определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 1 января года, следующего за налоговым периодом, в котором были внесены такие изменения в кадастр, то есть с 01.01.2015.

Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015.

Аналогичная позиция содержится и в следующих письмах Минфина России: от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 и от 03.06.2013 N 03-05-04-02/20217.

"Важно!"

Обращаем внимание, что в целях исчисления земельного налога применяется такая кадастровая стоимость земельного участка, которая отражена в государственном кадастре недвижимости.

"Судебная практика".

Так в Постановлении Президиума ВАС РФ от 06.11.2012 N 7701/12 указано, что отсутствие в главе 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Данная позиция также получила выражение в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2013 N А27-22228/2012.

В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Также в пункте 3 статьи ЗК РФ дополнительно закреплено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

"Важно!"