Комментарий к главе 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный)

     Комментарий к статье 389. Объект налогообложения


"Важно!"

Пункт 1 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.11.2014 N 379-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Новая редакция дополнена ещё одним городом федерального значения - городом Севастополем.

"Внимание!"

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательство Российской Федерации о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.

При этом часть 2 данной нормы устанавливает, что до 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулировались нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что объектом налогообложения земельным налогом является земельный участок, под которым в соответствии с ЗК РФ понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Данный земельный участок, чтобы быть объектом налогообложения земельным налогом должен быть расположен в границах муниципального образования или города федерального назначения, на территории которого введён налог.

"Официальная позиция"

В Письме Минфина РФ от 02.04.2009 N 03-05-04-02/23 разъяснено, что если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения.

"Судебная практика"

В Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" также разъяснено, что объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

"Официальная позиция"

В Письме Минфина России от 08.12.2014 N 03-05-06-02/62855 рассмотрен вопрос о налогообложении земельных участков налогом на имущество организаций и земельным налогом. По данному вопросу Департамент Минфина России сообщил, что поскольку земельные участки исключены из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, поскольку они подлежат налогообложению самостоятельным налогом - земельным налогом, положения статьи 374 Налогового кодекса не противоречат статье 389 Налогового кодекса.

Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает те виды земельных участков, которые не признаются объектами земельного налога.

В подпункте 1 пункта 2 комментируемой статьи установлено, что объектом налогообложения не признаётся земельный участок, изъятый из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и, соответственно, не являющихся объектом налогообложения земельным налогом закреплён в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ. В соответствии с данной нормой изъятыми из оборота земельными участками являются земельный участки, которые заняты следующими объектами, находящихся в федеральной собственности:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

"Важно!"

Подпункт 2 пункта 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".