(Статья в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 года N 234-ФЗ)
Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. В ходе охраны земель осуществляется реализация одного из основных принципов земельного законодательства, т.е. двуединого назначения земли: как важнейшего компонента природы, всей окружающей природной среды; как средства производства в сельском и лесном хозяйстве; пространства для развития промышленности и иной хозяйственной деятельности.
Цели охраны земель достигаются реализацией системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредного воздействия, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к земельным угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональных и региональных особенностей. Описания целей, задач, направлений охраны земель носят преимущественно теоретико-методический характер, но, будучи сформулированы достаточно кратко, категорично, отраженные в нормативных правовых актах, они становятся обладающими обязательственной силой.
Важны экологические составляющие и природоохранные цели охраны земель. В ФЗ об охране окружающей среды установлен ряд экологических требований, предъявляемых к собственникам, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, т.е. к землеобладателям, в зависимости от целей земле- природопользования:
- при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем (ст.43);
- при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст.47);
- при использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст.48);
- при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (ст.49);
- при обращении с отходами производства и потребления (ст.51).
Правовое регулирование целей и содержания охраны земель служит основанием для принятия обоснованных судебных решений. Так, Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура в защиту государственных и общественных интересов государственного учреждения "Фонд охраны природы г.Волгограда" обратилась с иском к ЗАО "Завод ЖБИ-2" о взыскании вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства. Произведен отбор проб почвы на объекте ЗАО "Завод ЖБИ-2", о чем составлен акт отбора проб почвы. Инспекцией лабораторного контроля г.Волгограда составлен протокол качественного химического анализа почвы, согласно которому содержание гумуса в почве на спланированной территории ниже на 2,41% и в почве котлована на 4,08% по сравнению с ненарушенной, рядом находящейся почвой. Органом по охране окружающей среды г.Волгограда ЗАО "Завод ЖБИ-2" признано виновным в частичном разрушении плодородного слоя почвы в результате выемки грунта на глубину 1,5 м общей площадью 4500 кв.м, подвергнуто штрафу. Иск удовлетворен.
Как видно из материалов другого дела, проверкой на территории Енотаевской АЗС установлены несанкционированные свалки отходов. В основании иска указано, что на АЗС установлены несанкционированные свалки отходов: металлоотходы, масло отработанное, мусор строительный, фильтры промасленные, аккумуляторы б/у, лампы, ветошь промасленная, песок замазученный, бытовые отходы; в доказательство указанного факта истцом предоставлен акт-предписание.
В соответствии с ЗК РФ и ФЗ "Об охране окружающей среды" вред, причиненный загрязнением, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием земель и других природных ресурсов, разрушением экологических систем и другими экологическими правонарушениями, должен быть возмещен в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляется в соответствии со специальными нормативными и методическими документами с составлением актов о загрязнении земель. Ущерб от загрязнения при произведенных выбросах и сбросах загрязняющих веществ определяется в соответствии с целями охраны земель на основе данных обследования земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов, при захламлении земель несанкционированными свалками отходов - на основе данных об объеме отходов и степени их опасности.