Неактуальный

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений


В соответствии с муниципальной реформой роль органов местного самоуправления, значение муниципальной собственности на землю и другие природные ресурсы возрастают. В ст.12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ст.130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Согласно ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления должны самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы, осуществлять охрану общественного порядка, решать иные вопросы местного значения; предусматривается наделение законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств: реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления, законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.2 и 18 Конституции РФ).

В соответствии со ст.133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Правовое соотношение и взаимоотношения Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе в области использования и охраны земель, иных природных ресурсов, определяются вышеуказанными и иными нормами Конституции РФ.

Имущественное положение и полномочия местного самоуправления в сфере гражданского оборота в соответствии с п.3 ст.3 ЗК РФ, п.3 ст.129 ГК РФ регулируются в ст.124 "Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права", 125 "Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством", 215 "Право муниципальной собственности" ГК РФ (см. также п.1 ст.2, ст.212, п.2 ст.214 и др. ГК РФ).

В настоящем Кодексе полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений развиваются и подвергаются подробной конкретизации в ст.7 (установление особого правового режима использования земель и мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и этнических общностей), 8 "Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую", 11_3 "Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности", 11_7 "Перераспределение земельных участков" и других.

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области земельных отношений на основании ст.34 и др. ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года. Муниципальные правовые акты, в том числе по регулированию земельных отношений, предусматриваются в ст.7 этого ФЗ, согласно ч.4 которой они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст.3822).

Вопросы местного значения, относящиеся к земельным отношениям, предусматриваются в ч.1 ст.14, ч.1 ст.16 главы 3 "Вопросы местного значения" ФЗ от 6 октября 2003 года N 131. Под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (подробнее см. Комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" / под ред. В.И.Васильева. М., 2005).

К вопросам местного значения поселения могут относиться организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, благоустройство и озеленение территории поселения, использование и охрана городских лесов. К вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов, кроме того, могут относиться организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут образовываться межмуниципальные объединения, учреждаться хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации, заключаться договоры и соглашения; для реализации полномочий, в частности по осуществлению земельного контроля, могут создаваться муниципальные учреждения.

Муниципальные образования занимаются комплексным социально-экономическим развитием территории, регулированием планировки и застройки; благоустройством и озеленением территории; регулированием использования месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения; участием в охране окружающей среды, владением, пользованием и распоряжением землей, водами и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности.

С учетом федерального законодательства и законов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления органы местного самоуправления порой наделяются полномочиями, имеющими отношение к земле- и природопользованию, например:

- осуществлять на своей территории в соответствии с законодательством контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, растительного и животного мира, находящихся в муниципальной собственности; атмосферного воздуха; обеспечивать проведение мероприятий по соблюдению правил охоты и рыбной ловли;

- запрещать на основании заключения органов санитарно-эпидемиологического надзора и (или) охраны окружающей среды проведение мероприятий, которые могут представлять опасность от природных объектов для граждан или вызывать неблагоприятные экологические изменения и негативные последствия;

- устанавливать зоны санитарной охраны водных объектов, находящихся в муниципальной собственности, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических норм и гигиенических требований;

- информировать население об экологической обстановке и об ограничениях землепользования, лесопользования, водопользования, установленных в соответствии с федеральным, региональным и муниципальным законодательством;

- оповещать население через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами о запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования (если условия или запрещение не объявлены, то общее водопользование осуществляется свободно);

- принимать в случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф меры по обеспечению безопасности населения, включая реквизицию, необходимых для преодоления неблагоприятных последствий события;

- сообщать в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу земельным и иным природным ресурсам, окружающей среде, нарушающих законодательство о земле- и природопользовании.

Согласно постановлению администрации г.Волгограда о создании департамента охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, например, ведению муниципального образования, подлежат выявление, предотвращение и пресечение нарушений природоохранного, земельного законодательства; выполнение природопользователями планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию земель и иных природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды.

На примере использования и охраны земель водного фонда можно наглядно видеть, какими обширными являются функции органов местного самоуправления, предусмотренные в водном законодательстве РФ. В частности, органы местного самоуправления:

- устанавливают места, где запрещены забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных судах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований;

- принимают сообщения от граждан и юридических лиц о вскрытии водоносных горизонтов при использовании недр;

- согласовывают мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод в случае стихийных бедствий и аварий на водных объектах;

- устанавливают места использования водных объектов для массового отдыха, туризма и спорта, для любительского и спортивного рыболовства по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и другими заинтересованными организациями;

- получают уведомление от государственных органов о приостановлении сброса сточных и дренажных вод и прекращении эксплуатации хозяйственных и других объектов в случае возникновения угрозы здоровью населения или существованию водных или околоводных животных и растений.