Неактуальный

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 11_6. Объединение земельных участков


Комментируемая статья закрепляет общие положения об объединении земельных участков, которое заключается в образовании нового земельного участка путем слияния нескольких смежных земельных участков, т.е. ситуации, обратной разделу или выделу земельных участков. В результате объединения земельных участков их существование прекращается.

________________

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Е.С.Болтанова, С.З.Женетль. РИОР, ИНФРА-М, 2010.

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации, утв. Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (постатейный) / отв.ред. С.Н.Волков, науч.ред. Ю.Г.Жариков. Юстицинформ, 2009.


Земельный кодекс РФ предусматривает возможность объединения как земельных участков, принадлежащих разным лицам на праве собственности, так и земельных участков, принадлежащих нескольким лицами на праве общей собственности. В результате такого объединения у лиц, чьи земельные участки были объединены, возникает право общей собственности на образованный земельный участок.

Согласно п.4 ст.244 ГК РФ общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущество возникает в случаях, предусмотренных законом или договором.

Таким образом, комментируемые нормы ЗК РФ являются тем самым случаем, предусмотренным законом, когда допускается возникновение права общей собственности на имущество (на земельный участок, образуемый в результате объединения смежных земельных участков).

Правило, установленное в п.5 комментируемой статьи, запрещает объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования. В целом это объясняется общим направлением развития земельного законодательства, заключающимся в стремлении законодателя завершить процесс переоформления права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

Как отмечено в Концепции развития гражданского законодательства РФ, подготовленной в соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации", право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком должны быть сохранены без установления какого-либо срока, на который они сохраняются, и без изменения их содержания. Однако такие права не должны возникать в будущем. Для постепенного исчезновения этих прав следует разработать механизмы, которые создадут стимулы для трансформации этих прав в другие вещные права, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации.

________________

Вестник ВАС РФ. 2009. N 11.

СЗ РФ. 2008. N 29. Ст.3482.


Так, в соответствии с п.2 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в п.2 ст.39_9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 1 июля 2012 года в соответствии с правилами, установленными главой V_1 ЗК РФ. В противном случае для указанных юридических лиц наступает ответственность, предусмотренная ст.7.34 КоАП РФ.

Право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, также подлежат переоформлению в собственность граждан по правилам, предусмотренным п.9_1 ст.3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.25_2 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Учитывая ограниченный перечень специальных случаев, при которых допускается предоставление на праве безвозмездного пользования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (ст.39_10 ЗК РФ), законодатель посчитал необходимым ввести запрет на объединение таких земельных участков.

В судебной практике также встречаются случаи, при которых арендатору земельного участка было отказано арендодателем в объединении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и такой отказ был признан судом обоснованным. Так, постановлением Президиума ВАС РФ от 8 октября 2013 года N 3463/13 в удовлетворении требований арендатора об объединении земельных участков, находящихся в государственной собственности было отказано, так как обращение с таким требованием, по мнению суда, было направлено на обход состоявшихся торгов, поскольку образуемый участок не был предметом аукциона и на него не распространяется условие об определении арендной платы в сложившемся на торгах размере.

________________

Вестник ВАС РФ. 2014. N 2.