Подобная норма имеется и в других отраслях российского законодательства, однако задача российских правотворческих и правоприменительных органов и учреждений состоит в недопущении коллизий, несовпадений и противоречий, даже временных, между международными договорами и национальными нормативными правовыми актами.
Содержание настоящей статьи соответствует ст.15 Конституции РФ, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Общепризнанными принципами принято считать те, которые одобрены в Организации Объединенных Наций, в других авторитетных международных организациях после признания их Россией.
Государственные учреждения, правоприменительные органы должны в каждом конкретном случае рассматривать доказательства признания мировым сообществом того или иного принципа, опираясь на ст.38 Статута Международного Суда ООН. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ при решении отдельных вопросов нередко ссылаются на международное право, на ратифицированные Россией договоры.
Ратифицированные международные договоры России обладают согласно Конституции РФ приоритетом в отношении законов и подзаконных актов РФ и субъектов РФ, локальных актов, но не превалируют над положениями Основного закона страны - Конституции РФ; так же поступают в США и большинстве других зарубежных стран.
Ратификация международных договоров, ее порядок, правовые последствия, функции государственных органов и решение иных вопросов предусматриваются в ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года. Ратификация осуществляется парламентом РФ в форме федерального закона, при этом могут быть при необходимости сразу внесены изменения и дополнения в российское законодательство. Ратификации подлежат международные договоры:
исполнение которых требует принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом, предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина;
об участии РФ в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для РФ (см. ст.15 ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" от 15 июля 1995 года // СЗ РФ. 1995. N 29. Ст.2757).
Как правило, превращение международных норм в национальные требования осуществляется через постепенную имплементацию (включение) первых в законодательство страны, что и реализуется путем принятия и дополнения федеральных законов и подзаконных актов после подписания и опубликования договоров России в Собрании законодательства Российской Федерации, в иных официальных изданиях. Международные договоры РФ должны подлежать добросовестному выполнению субъектами Федерации, всеми юридическими и физическими лицами.