Принципами считаются основные начала, направления законодательства, которыми необходимо руководствоваться при подготовке и применении других нормативных правовых актов в сфере регулирования земельных отношений; хотя принципы порой носят общий характер, они определяют содержание последующих конкретных норм Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), дальнейшее развитие всего земельного законодательства, его реализацию, влияют на административную и судебную практику, особенно в случаях отсутствия правовых норм для разрешения спора.
Положение ч.2 п.1 ст.2 ЗК о необходимости соответствия норм земельного права, содержащихся в других нормативных правовых актах, настоящему Кодексу полностью относится и к принципам земельного законодательства, изложенным в этом ЗК РФ.
Принципы, приведенные в комментируемой статье, исходят из положения ч.1 ст.9 Конституции РФ об использовании и охране земли и других природных ресурсов в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и ч.2 той же статьи о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
Регулирование использования и охраны земель как части природы основывается на ст.4 и др. Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года, согласно которым земля, почвы обозначаются прежде других природных ресурсов как объекты охраны окружающей среды (подробнее см.: Волков Г.А. Основные принципы земельного права: Монография. М., 2001).
Упомянутые в настоящей статье основные принципы земельного законодательства дополняются в ст.7, п.2 ст.15, п.1 ст.16, п.1 ст.26, п.1 ст.27 и др. ЗК РФ, а также в федеральных законах о землеустройстве, об обороте земель сельскохозяйственного назначения, об особо охраняемых природных территориях и учитываются при рассмотрении конкретных дел, в ряде случаев суды прямо на них ссылаются.
Согласно п.2 Постановления Конституционного Суда РФ (далее - КС РФ) по делу о проверке конституционности норм ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" от 22 апреля 2014 года законодатель обязан соблюдать при регулировании земельных отношений баланс частных и публичных интересов, которые затрагиваются реализацией права частной собственности на землю с тем, чтобы обеспечить охрану ее законом исходя из представлений о земле как основе жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (РГ, 30 апреля 2014 года).
Рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гр-н Н. и В. на нарушение их прав положениями п.2 ст.8, п.2 и 5 ст.27, ст.94, п.2 ст.95, п.2 и 3 ст.96 ЗК РФ к рассмотрению, КС РФ установил, что оспариваемые заявителями развивающие принципы положения ЗК РФ сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и свободы, перечисленные в жалобе. В развитие конституционных положений ЗК РФ в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества и принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения таких земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подп.2 и 6 п.1 ст.1).
Определением Высшего арбитражного суда РФ (далее - ВАС РФ) по делу N А62-5348/2009 в передаче дела по заявлению о признании незаконными решения об отказе в подготовке акта выбора земельного участка, действий по выдаче акта согласования земельного участка для строительства автосервиса и приказа о предварительном согласовании места размещения автосалона для пересмотра в порядке надзора судебного акта отказано, так как суд пришел к выводу, что оспариваемые акты противоречат основным принципам земельного законодательства и приняты с нарушением ст.1, 30, 31 ЗК РФ.
Коллегия судей ВАС РФ рассмотрела заявление ООО ПКП "Стройнаст" по делу по заявлению индивидуальных предпринимателей Л., С. к администрации города Смоленска, департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области о признании незаконными: решения администрации г.Смоленска об отказе в подготовке акта выбора земельного участка для строительства автосервиса, действий администрации г.Смоленска по выдаче ООО акта согласования земельного участка для строительства автосервиса и признал, что оспариваемые акты противоречат основным принципам земельного законодательства и приняты с нарушением ст.1 ЗК РФ, а соответственно и ст.30, 31 ЗК РФ, поскольку в соответствии с п.11 ч.1 ст.1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Государственное регулирование приватизации проявилось в рассмотренном Коллегией судей ВАС РФ заявлении ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" о признании незаконным отказа территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Кемеровской области в приватизации земельного участка, находящегося под объектом недвижимости, ссылаясь на наличие на данном участке объекта недвижимого имущества - гаража-казармы, принадлежащего обществу на праве собственности. Исследовав и оценив представленные сторонами документы, суд признал, что обществом не доказано наличие права на приватизацию спорного земельного участка в порядке, предусмотренном ст.36 ЗК РФ и ст.2 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отказал в удовлетворении заявленных требований (подробнее см.: Земельное право: учеб. для вузов / под ред. С.А.Боголюбова (Ю.Г.Жариков, Е.Л.Минина, М.С.Пашова, В.В.Устюкова и др.). М., Проспект. 2013).