Действующий

Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2015-2016 годы

I. Обеспечение макроэкономической устойчивости


В 2014 году и начале 2015 года все государства-члены столкнулись с дестабилизирующим влиянием неблагоприятных внешнеэкономических факторов на стабильность национальных макроэкономических систем.

Увеличение мировой добычи энергоносителей и завершение программы количественного смягчения в Соединенных Штатах Америки, способствующее оттоку капитала с рынков развивающихся стран, вызвали снижение цен на сырьевых рынках и оказали давление на курсы национальных валют государств-членов и уровень инфляции.

В 2014-2015 годах сохраняется превышение Республикой Беларусь установленного Договором предельного значения уровня инфляции (индекса потребительских цен), в Российской Федерации наблюдается существенный рост инфляции по сравнению с 2013 годом.

Замедление темпов роста в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также более низкий рост, чем ожидалось, в Европейском союзе и Китайской Народной Республике способствовали снижению спроса на продукцию, производимую в Союзе, что в совокупности со снижением цен на основные экспортные товары государств-членов увеличивает риск недополучения бюджетных доходов относительно запланированных значений и требует принятия мер по повышению доходной и оптимизации расходной частей бюджетов государств-членов.

Принятые ограничительные (санкционные) меры со стороны ряда стран по отношению к государству-члену с крупнейшей экономикой Союза - Российской Федерации - оказали влияние на ограничение доступа к внешним финансовым рынкам и сокращение инвестиционной активности. В то же время посредством торгового и финансового каналов эти меры оказывают в определенной степени негативное влияние на национальные экономики других государств-членов.

Данные факторы создают риски макроэкономической дестабилизации и превышения государствами-членами установленных Договором количественных значений макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития.

В связи с этим для преодоления сложившейся негативной ситуации необходима консолидация усилий государств-членов по принятию первоочередных совместных и национальных мер (с учетом проведения национальными (центральными) банками государств-членов независимой денежно-кредитной политики), направленных на обеспечение макроэкономической устойчивости, по следующим ключевым направлениям.

Достижение ценовой стабильности, включая:

недопущение значительного роста цен на социально значимые товары и услуги;

пресечение нарушений конкурентного (антимонопольного) законодательства и общих правил конкуренции на территориях государств-членов;

экономически обоснованное регулирование тарифов на услуги естественных монополий с учетом соблюдения баланса интересов их потребителей и производителей.

Активизация использования национальных валют государств-членов, включая:

создание экономических условий, стимулирующих формирование депозитов в национальных валютах;

введение запрета на установление цен на внутреннем рынке в условных единицах или национальных валютах третьих стран;

согласование подходов к регулированию валютных правоотношений;

продолжение работы по созданию условий для расширения использования национальных валют во взаимных расчетах при осуществлении внешнеэкономической деятельности;

совершенствование механизма платежно-расчетных отношений между резидентами государств-членов;

усиление координации действий в сфере валютного контроля, осуществляемого в соответствии с валютным законодательством государств-членов.

Поддержание сбалансированности бюджетных систем, включая:

увеличение доходной части бюджетов государств-членов путем совершенствования налоговой системы и повышения эффективности налогового администрирования;

разработку и реализацию мер, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям;

оптимизацию бюджетных расходов за счет концентрации ресурсов на приоритетных направлениях развития;

совершенствование инструментов предоставления межправительственных займов;

противодействие использованию низконалоговых юрисдикции, находящихся в третьих странах.

Повышение устойчивости банковских систем, включая:

принятие мер по поддержанию ликвидности в национальных валютах, в том числе путем расширения при необходимости применяемых инструментов;

рассмотрение возможности создания институтов управления проблемными активами;

принятие мер по докапитализации системообразующих банков;