1. Комментируемая статья носит вводный характер и предваряет другие статьи главы 2, посвященной порядку проведения спецоценки условий труда.
Проведение спецоценки труда является одним из наиболее важных мероприятий, на которых базируется система обеспечения безопасных условий и охраны труда.
В соответствии со ст.212 ТК РФ именно на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе обязанность по проведению спецоценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке условий труда (до 1 января 2014 года - обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда). Основы законодательства о спецоценке условий труда, как мы знаем, заложил комментируемый Закон. Согласно прямому указанию ч.1 ст.8 организация проведения спецоценки условий труда возлагается на работодателя. То же правило действовало и до 1 января 2014 года (см. п.6 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 апреля 2011 года N 342н; утратил силу).
Обратим внимание, что эта обязанность в равной степени распространяется практически на всех работодателей независимо от каких-либо обстоятельств. В частности, и юридические лица, и индивидуальные предприниматели, и работодатели, имеющие в штате пять работников, и имеющие пять тысяч работников - все они должны в одни и те же сроки и в одинаковом порядке проводить спецоценку условий труда. Единообразный подход применим и к работодателям, работники которых трудятся в офисах, и на промышленных предприятиях, в различных сферах, начиная от юриспруденции до обрабатывающих производств и строительства.
Это вполне согласуется с природой и изначальными целями принятия комментируемого Закона: унификация всех процедур, связанных с проверкой рабочих мест на предмет их безопасности для работников.
Некоторые исключения на этот счет предусмотрены ч.3 ст.3, следуя которой спецоценку не нужно проводить в отношении условий труда: надомных работников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (см. комментарий к ст.3). Для сравнения напомним, что в п.4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах). Несмотря на это в России из 48 млн.рабочих мест за последние годы было аттестовано чуть более 6 млн.мест. Теперь же очевидно, что ситуация в этой области изменится коренным образом.
________________
URL: http://spb-egida.ru/story/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-osobennosti-provedeniya-i-vozmojnyie-posledstviya-dlya-rabotnikov
Начиная с 1 января 2015 года нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах либо ее непроведение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - в размере от 5 тыс. до 10 тыс.рублей, на юридических лиц - от 60 тыс. до 80 тыс.рублей. Cовершение повторно аналогичного административного правонарушения чревато штрафами гораздо больших размеров (ст.5.27.1 КоАП РФ).
Практика применения указанных в ст.5.27.1 КоАП РФ норм ответственности по состоянию на 25 февраля 2015 года фактически не сформирована, однако имеются аналогичные примеры, основанные на применении норм ч.1 ст.5.27 КоАП РФ (см., например, решение Свердловского областного суда от 15 октября 2014 года по делу N 72-773/2014, решение Свердловского областного суда от 15 октября 2014 года по делу N 72-772/2014).
________________
URL: http://oblsud.svd.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=2&id=66400001411060944288541005569331
URL: http://oblsud.svd.sudrf.ru/modules.php?name=bsr&op=show_text&srv_num=2&id=66400001411060944142601005569321
Отметим, что финансирование проведения спецоценки условий труда влечет расходы, которые для многих работодателей, особенно из числа мелких предпринимателей, могут являться значительными. Однако законодатель не предусматривает возможность включения понесенных в связи с оценкой труда расходов в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения согласно п.1 ст.346.16 НК РФ. Данный перечень расходов является закрытым. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в письме от 16 июня 2014 года N 03-11-06/2/28551 по этому вопросу пояснил, что "расходы на оплату услуг по проведению спецоценки условий труда ст.346.16 НК РФ не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения".
С принятием комментируемого Закона серьезная оценка условий труда проводится в отношении действительно вредных рабочих мест (шахтеров, металлургов, железнодорожников и т.п., которых около 6,5 млн.), в то время как для остальных рабочих мест процедура оценки условий труда является более простой и менее затратной. Директор Департамента условий и охраны труда В.А. Корж указывал, что "процедура спецоценки исключает тотальность измерений вредных и опасных факторов на рабочих местах, оптимизирует объемы лабораторных исследований - наиболее дорогой составляющей любой оценки условий труда. Это позволит сократить избыточные затраты работодателей". Вместе с тем, комментируемый Закон стимулирует работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в том числе для того, чтобы уменьшить дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
________________
Там же.
В сокращенном виде порядок организации проведения спецоценки условий труда можно представить следующим образом:
- подготовительные мероприятия к проведению спецоценки условий труда (см. ст.9);
- подготовку и утверждение перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (на практике большие организации назначают исполнителей, ответственных за подготовку материалов, справок и иной документации для организации по каждому рабочему месту и организации в целом);
- проведение экспертами выбранной организации идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение исследований (измерений) идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, проведение оценки условий труда, проведение оценки эффективности применения средств индивидуальной защиты (при необходимости);
- декларирование соответствия условий труда;
- рассмотрение и утверждение отчета о проведении спецоценки условий труда;
- ознакомление работников с результатами проведения спецоценки условий труда.
2. Для проведения спецоценки работодатели вправе выбрать любые из организаций, проводящих спецоценку условий труда. Исходя из формулировки ч.2, работодатель (особенно тот, у которого разветвленная сеть представительств, филиалов, структурных подразделений) может по своему усмотрению пользоваться услугами одной или нескольких организаций.
Специализированные организации должны иметь документы, подтверждающие их право заниматься оценкой, кроме того, документы должны иметь эксперты организации. Например, эксперт должен предъявить работодателю сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке условий труда по форме, утвержденной приказом Минтруда России N 32н от 24 января 2014 года (подробнее о документах см. комментарий к ст.19, 20 Закона). Для того чтобы урегулировать особенности регулирования труда работников в сфере проведения спецоценки условий труда, в ТК РФ внесена ст.351.3, устанавливающая особенности регулирования трудовых отношений с экспертами в сфере проведения спецоценки условий труда, под которыми понимаются работники, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по спецоценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения работ по спецоценке условий труда.
Обратим внимание, что в течение переходного периода (до 31 декабря 2018 года включительно) действительными являются ранее выданные документы - аттестаты аккредитации испытательных лабораторий (центров). По сути, со вступлением в силу комментируемого Закона к проведению оценки привлекаются уже существующие организации, проводящие аттестацию рабочих мест по условиям труда, аккредитованные Федеральной службой по аккредитации.
Работодателю следует ознакомиться с документами выбранной организации, так как он ответственен за проведение спецоценки.