1. Специальная оценка условий труда представляет собой комплекс последовательно выполняемых мероприятий с целью идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня воздействия установленных опасных факторов. Организовать и оплатить спецоценку условий труда обязан работодатель. Сама оценка проводится специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора, совместно с работодателем. Каждая из сторон на время проведения всего комплекса мероприятий наделяется правами и обязанностями.
В ч.1 комментируемой статьи законодательно закреплены права организаций, проводящих спецоценку условий труда.
В п.1 ч.1 закреплено право отказа организации от проведения спецоценки условий труда, если при ее проведении возникла, либо может возникнуть угроза жизни или здоровью работников организации. Порядок отказа регламентирован п.9 ст.12 комментируемого Закона. При проведении спецоценки условий труда работодатель на основании приказа создает комиссию. Возглавляет комиссию работодатель. В состав комиссии также входят специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии) (ч.1 и 2 ст.9 комментируемого Закона).
Именно комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочих местах может создать угрозу для жизни работников, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей спецоценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
В соответствии с п.2 ч.1 комментируемой статьи, организация, проводящая спецоценку, вправе обжаловать в установленном порядке предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов.
В соответствии со ст.353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Статьей 5 ТК РФ определен перечень нормативных правовых актов, которые регулируют трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения в соответствии с Конституцией РФ, это:
1) ТК РФ;
2) федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права;
3) иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права:
- акты Президента РФ;
- акты Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти;
- акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
- акты органов местного самоуправления.
Порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права утвержден постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 года N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права".
Федеральная инспекция труда состоит из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).
Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных и нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, т.е. руководителю органа государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд (ст.361 ТК РФ).
Процедура по делам об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определена гл.25 ГПК РФ.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет обязанности организации, проводящей спецоценку труда.
В соответствии с комментируемым Законом, результатом проведения спецоценки условий труда является отчет, содержащий следующие документы:
- сводную ведомость результатов спецоценки;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка;
- карты спецоценки на рабочем месте;
- протоколы исследований и измерений потенциально вредных и (или) опасных факторов;
- протоколы эффективности средств индивидуальной защиты;
- перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда;
- сведения об организации, осуществляющей спецоценку условий труда.