1. Комментируемая статья определяет круг источников права, регулирующих отношения, возникающие в сфере спецоценки условий труда. Иерархия, приведенная в статье, довольно традиционна для любой отрасли российского права. Ключевым нормативным правовым актом, регулирующим спецоценку условий труда, является ТК РФ. Его юридическая роль состоит в следующем:
- разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений. В ходе указанного разграничения система и порядок проведения спецоценки условий труда и государственной экспертизы условий труда, организация контроля качества проведения спецоценки условий труда отнесены к ведению федеральных органов государственной власти (ст.6);
- закреплено право работника на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о спецоценке условий труда (ст.21);
- установлена обязанность работодателя исполнять требования законодательства о спецоценке условий труда (ст.22);
- со специальной оценкой условий труда связаны такие правовые институты трудового права, как сокращенная продолжительность рабочего времени (ст.92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст.117) и т.п.
Следующим в перечне нормативных правовых актов, регулирующих вопросы спецоценки условий труда, назван комментируемый Закон. Он вступил в силу 1 января 2014 года (за исключением ст.28) и направлен на комплексное регулирование правоотношений, круг которых очерчен в ст.1 комментируемого Закона. Этот нормативный правовой акт является базовым, именно он содержит главные законодательные определения многих понятий, конкретизирует формулировки ТК РФ относительно прав и обязанностей работника и работодателя в сфере спецоценки условий труда, регулирует деятельность организаций, проводящих указанную оценку, и пр.
Бесспорно, особая роль комментируемого Закона подтверждается и ч.2 комментируемой статьи, предусматривающей, что нормы иных правовых актов, принятых в указанной сфере, должны соответствовать положениям ТК РФ и комментируемого Закона. Это достаточно традиционный подход, реализуемый законодателем во всех относительно узких отраслях правового регулирования. Базовый закон всегда наделяется более высокой юридической силой по сравнению с другими законами (хотя формально для этого нет убедительных оснований, но есть причины юридико-технического характера). В случае обнаруженного противоречия правоприменитель должен руководствоваться правовым актом большей юридической силы. В отношении судов такая обязанность прямо предусмотрена в п.7 постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".
2. Иными правовыми источниками, содержащими нормы о спецоценке условий труда, могут быть федеральные законы и иные нормативные акты РФ, под которыми понимаются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено ч.1 ст.90 Конституции РФ. Согласно ч.2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. В ч.3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.
Правительство РФ, как установлено в ч.1 ст.115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч.3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
3. Часть 3 комментируемой статьи содержит традиционную формулировку, согласно которой при конкуренции норм, регулирующих спецоценку условий труда, применению подлежит международный договор.
Согласно ст.2 Венской конвенции о праве международных договоров (23 мая 1969 года) под договором понимается международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Сходная формулировка применяется отечественным законодателем: согласно ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" термин "международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Как следует из п.3 постановления Пленума ВС РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор РФ, который вступил в силу и стал обязательным для РФ, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права. Суды, как указано в п.4 данного постановления, должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (правило ст.24 Венской конвенции о праве международных договоров).
Международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в ст.6 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации":
- подписания договора;
- обмена документами, образующими договор;
- ратификации договора;
- утверждения договора;
- принятия договора;
- присоединения к договору;
- применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
Также международный договор подлежит применению при рассмотрении и разрешении дела судом, если данный договор вступил в силу в отношении РФ.