Предметом регулирования комментируемого Закона являются отношения, возникающие в связи с проведением спецоценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Специальная оценка условий труда введена с 1 января 2014 года, фактически она является дальнейшим продолжением и развитием аттестации рабочих мест.
До принятия комментируемого закона в РФ предусматривалось три процедуры исследования условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными факторами:
- аттестация рабочих мест;
- специальная оценка условий труда;
- государственная экспертиза.
По результатам аттестации рабочих мест сотрудникам организаций сокращалась продолжительность рабочего времени, устанавливались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, выплачивались компенсации. Специальная оценка условий труда проводилась в целях освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России по дополнительным тарифам. Государственную экспертизу проводил Роструд.
Специальная оценка условий - это комплекс последовательно выполняемых мероприятий с целью идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценки уровня воздействия установленных опасных факторов. Поэтому можно сказать, что специальная оценка труда объединила все вышеназванные процедуры: исследования рабочих мест проводится однократно и результаты используются для:
- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- установления предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций для сотрудников;
- проведения предварительных и периодических медосмотров;
- установления дополнительного тарифа взносов в Пенсионный фонд РФ;
- расчета скидки (надбавки) к страховому тарифу взносов на "травматизм"
- подготовки статистической отчетности об условиях труда.
Комментируемый Закон предусматривает введение единой процедуры, позволяющей объективно выявить и оценить вредные и (или) опасные условия на конкретных рабочих местах.
Методика перехода к спецоценке условий труда предусматривает:
- идентификацию вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса;
- проведение измерений и оценок уровней указанных факторов;
- распределение условий труда на рабочих местах по классам (оптимальные, допустимые, вредные, опасные);
- использование для спецоценки результатов производственного контроля.
Специальная оценка условий труда проводится на основании гражданско-правового договора, заключенного между работодателем и специализированной организацией. В соответствии с комментируемым Законом, в спецоценке условий труда участвуют три стороны:
- работодатель;
- организация, привлекаемая для проведения спецоценки условий труда;
- работник.
Каждая из сторон на время проведения спецоценки условий труда наделяется правами и обязанностями.