Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к статье 5. Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1. Положениями комментируемой статьи законодатель обозначил общие условия обеспечения пожарной безопасности объектов защиты, которые включают:

- обязательное наличие на каждом объекте защиты собственной системы обеспечения пожарной безопасности;

- перечень 3 целей создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является (в предотвращении пожара, обеспечении безопасности людей и защите имущества при пожаре);

- перечень 3 составных частей системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты из систем предотвращения пожара и противопожарной защиты, а также комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

- два требования к составным частям системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты об обязательном включении комплекса мероприятий по исключению возможности превышения значений допустимого пожарного риска, определенного настоящим Законом, и по предотвращению опасности причинения вреда в результате пожара третьим лицам.

В соответствии с положениями ст.3 ФЗ "О пожарной безопасности" системой обеспечения пожарной безопасности установлена совокупность сил, средств и мер правового, экономического, организационного, социального и научно-технического характера, которые направлены на борьбу с пожарами. При этом в качестве основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности определены органы государственной власти и местного самоуправления, организации и граждане, которые участвуют в обеспечении пожарной безопасности согласно российскому законодательству. Здесь же законодателем было обозначено, что основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

- нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;

- разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

- создание пожарной охраны и организация ее деятельности;

- реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;

- осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;

- информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

- установление особого противопожарного режима и др.

2. Рассматриваемые нормы части 2 определяют исчерпывающий перечень 3 целей создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты - предотвращение пожара (осуществление превентивных мер по профилактике пожара), обеспечение безопасности людей путем проведения минимума мероприятий по снижению опасности факторов пожара, установленных в Законе, защита имущества при пожаре посредством мероприятий по реализации 2 первых целей и по эвакуации имущества.

3. В правилах комментируемой части законодатель установил перечень 3 составных частей системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты из систем предотвращения пожара и противопожарной защиты (см. комментарий к п.39 и 41 ст.2 Закона), а также комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, который включает исчерпывающий перечень из 9 первичных мер пожарной безопасности, обозначенных в положениях ст.63 рассматриваемого Закона (мероприятия по реализации полномочий муниципалитетов по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; мероприятия по обеспечению связи и оповещения населения о пожаре и др.).

Правовое регулирование системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает согласно ст.4 нормы федерального законодательства, нормативных правовых актов, сводов и правил. Например, в порядке п.8-11 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" на объекте с ночным пребыванием людей (в школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руководитель организации:

- организует круглосуточное дежурство обслуживающего персонала;

- обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения;

- обеспечивает (ежедневно) передачу в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект с ночным пребыванием людей, информации о количестве людей (больных), находящихся на объекте (в том числе в ночное время);

- обеспечивает здания для летнего детского отдыха телефонной связью и устройством для подачи сигнала тревоги при пожаре. Из помещений, этажей зданий для летнего детского отдыха, зданий детских дошкольных учреждений предусматривается не менее 2 эвакуационных выходов. Не допускается размещать: детей в мансардных помещениях деревянных зданий; более 50 детей в деревянных зданиях и зданиях из других горючих материалов.

4. Комментируемые нормы включают два требования к составным частям системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты об обязательном включении комплекса мероприятий по исключению возможности превышения значений допустимого пожарного риска (см. комментарий к п.8 ст.2 Закона), определенного настоящим Законом, и по предотвращению опасности причинения вреда в результате пожара третьим лицам.

Точное определение третьих лиц не приводится нормами действующего законодательства. Из положений ст.313 ГК РФ и ст.50 АПК РФ можно сделать вывод, что третьими лицами являются предполагаемые субъекты материальных правоотношений, которые могут защищать свои субъективные права либо охраняемые законом интересы, обусловленные функционированием объекта защиты.