Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к статье 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

1. Правила комментируемой статьи включают общие условия и особенности обеспечения пожарной безопасности объекта защиты или критерии соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, которыми обозначены:

- два 2 общих условия обеспечения пожарной безопасности объекта защиты (выполнение в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральным законодательством о технических регламентах, и соблюдение допустимых значений пожарного риска, определенных настоящим Законом;

- критерий обязательного расчета пожарного риска (при невыполнении обязательных требований пожарной безопасности техническими регламентами);

- обязанность обеспечения пожарной безопасности городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований органами государственной власти и местного самоуправления в порядке ст.63 комментируемого Закона;

- основы правого регулирования процедуры декларирования пожарной безопасности (обязанность собственника объекта защиты представлять декларацию пожарной безопасности до ввода в эксплуатацию объекта защиты; обязательная оценка и регламентирование пожарного риска; обозначение исключений из сферы декларирования).

То есть общими критериями соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности установлены все соответствующие нормы комментируемой сферы, обозначенные в федеральном законодательстве (см. комментарии к ст.3 Закона) и соблюдение допустимых значений пожарного риска, расчет которых осуществляется согласно нормативных документов в части регулирования пожарного риска (об этом см. комментарии к п.8, 28, 43 Закона).

2. Следует добавить, что положениями ФЗ от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ внесены существенные изменения в нормах комментируемого Закона. В частности, положения ч.2 ст.6 Закона признаны утратившими силу, чтобы устранить двойной подход к пониманию регламентов с требованиями пожарной безопасности.

Вместе с этим изменения, внесенные ФЗ от 10 июля 2012 года N 117-ФЗ, в содержание ч.3 и 5 настоящей статьи, направлены на обеспечение упрощенного декларирования пожарной безопасности на всех объектах защиты.

3. В правилах комментируемой 3 части законодатель установил критерий обязательного расчета пожарного риска, который должен производиться, если не соблюдаются обязательные требования пожарной безопасности федеральных законов о технических регламентах. Согласно этому критерию при соблюдении федерального законодательства (см. ст.3 Закона) и всех требований нормативных документов (см. ч.3 ст.4 Закона) расчеты пожарного риска не осуществляются.

То есть второе общее условие обеспечения пожарной безопасности (соблюдение допустимого пожарного риска) по своему правовому содержанию равноценно совокупности норм сводов и правил в сфере пожарной безопасности.

В данной связи целесообразно сослаться на информационное письмо МЧС РФ от 7 июля 2011 года N 19-2-4-2623 "О требованиях пожарной безопасности, реализуемых при проектировании зданий, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности", в котором указывается, например, что согласно п.26, 41 "Положения о составе разделов проектной документации о требованиях к их содержанию" (утв. постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года N 87) расчеты пожарного риска включаются в 9 раздел "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности" проектной документации на объекты капитального строительства и разработка специальных технических условий (далее - СТУ) не требуется.

________________

URL: http://www.mchs.gov.ru/upload/site1/document_file/hvSZSivJ3q.pdf


В соответствии с п.2 ст.78 комментируемого Закона для зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности на основе требований комментируемого Закона, должны быть разработаны СТУ, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Согласно правилам ст.20 ФЗ "О пожарной безопасности" СТУ подлежат согласованию с МЧС России в порядке, установленным Приказом МЧС России от 16 марта 2007 года N 141.

То есть СТУ разрабатываются при отсутствии в комментируемом Законе и нормативных документах требований пожарной безопасности, при этом проведение расчета пожарного риска не требуется. Если в СТУ включаются отдельные отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, то для подтверждения соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в их состав должен входить расчет пожарного риска.

4. Комментируемая часть включает обязанность органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении пожарной безопасности городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований в порядке ст.63 комментируемого Закона. При этом меры по обеспечению пожарной безопасности должны включаться в общие мероприятия пожарной безопасности.

5. В соответствии с рассматриваемыми положениями установлены правовые основы процедуры декларирования пожарной безопасности, которые включают:

- обязанность собственника объекта защиты представлять в рамках реализации мер пожарной безопасности в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности до ввода в эксплуатацию объекта защиты;

- обязательную оценку и регламентирование пожарного риска;

- обозначение исключений из сферы декларирования.

То есть часть 5 комментируемой статьи представляется отсылочной нормой с указанием субъекта, уведомительного характера и момента представления декларации о пожарной безопасности. Часть 6 устанавливает обязательный характер расчетов по оценке пожарного риска в декларациях 2 категорий (пожарной и промышленной безопасности), за исключением тех объектов защиты, которые установлены в комментируемом Законе, например в ч.3 и 8 настоящей статьи.

Отметим, что согласно Порядку регистрации декларации пожарной безопасности (утв. приказом МЧС РФ от 24 февраля 2009 года N 91) декларация пожарной безопасности:

1) составляется как в целом на объект защиты, так и на отдельные здания, сооружения, входящие в его состав, к которым установлены требования пожарной безопасности;

2) разрабатывается и представляется собственником объекта защиты или лицом, владеющим им на праве пожизненного наследуемого владения, оперативного управления, хозяйственного ведения либо на ином законном основании;

3) составляется застройщиком (декларация на проектируемый объект защиты) либо лицом, которое осуществляет подготовку проектной документации.

Основы правового регулирования разработки и принятия промышленной декларации регламентированы положениями ч.2 ст.7 и ст.14 ФЗ "О промышленной безопасности". Следует отметить, что согласно правилам ст.7 ФЗ "О промышленной безопасности" представление декларации промышленной безопасности является обязательным условием лицензирования эксплуатации и ввода в опасного производственного объекта в эксплуатацию.

Расчеты по оценке пожарного риска осуществляются согласно соответствующих нормативных документов, перечисленных в комментарии к п.28 ст.2 настоящего Закона.