Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности


Согласно комментируемой статье иерархическую правовую основу технического регулирования в области пожарной безопасности составляют документы 4 категорий:

1) Конституция РФ;

2) общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры РФ;

3) Федеральный закон "О техническом регулировании"; Федеральный закон "О пожарной безопасности"; комментируемый Закон;

4) нормативные правовые акты РФ (разрабатываются согласно документам первых 4 категорий).

С учетом очередности в тексте комментируемой статьи (правовой иерархии) правовые нормы 2, 3 и 4 категорий этих документов будут недействительными, если они не соответствуют Конституции РФ, в порядке ч.1 ст.15 которой конституционные постулаты имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории России. При этом согласно п."р" ст.71 Конституции РФ стандарты, эталоны и метрическая система находятся в ведении России. То есть сфера технического регулирования не может регулироваться актами регионального и муниципального уровней.

Следующими по значимости среди документов правовой базы комментируемой сферы технического регулирования в области пожарной безопасности обозначены общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, что является реализацией общего правила ч.4 ст.15 Конституции РФ, в которой провозглашено действие таких принципов и норм, а также приоритет над нормами федерального законодательства правил международного договора РФ.

В данной связи отметим, что в соответствии с правилами Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" Российская Федерация подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. При этом в порядке п.1 постановления Пленума ВС России от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" общепризнанными принципами международного права представляются основополагающие императивные нормы международного права, которые принимаются и признаются международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. При этом общепризнанной нормой международного является правило поведения, которое принимается и признается международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.

Следует отметить, что общепризнанные принципы и нормы международного права традиционно называются "конвенционным правом", для того чтобы отличать их от других источников международного права, как-то обычное право и общие принципы международного права.

Для практической реализации комментируемых положений следует учитывать 3 аспекта.

Во-первых, приоритетом перед внутригосударственными законодательными нормами обладают только те международные договоры РФ (в том числе и в сфере технического регулирования), которые согласно установленному порядку, ратифицированы и опубликованы, поскольку ратификация придает международному договору РФ юридическую силу федерального закона и наделяет его свойствами приоритета по отношению к другим законам. Нератифицированный международный договор не обладает иерархическим приоритетом при возникновении коллизии между его положениями и нормами закона.

Во-вторых, преимущественная сила международного договора РФ может проявляться лишь на стадии правоприменения и не влечет автоматической отмены противоречащих норм внутригосударственного закона.

В-третьих, правила, устанавливаемые международным договором РФ, применяются, если Российская Федерация подписала договор; обменялась документами, образующими договор; ратифицировала договор; утвердила и приняла договор; присоединилась к договору, и если такой международный договор вступил в силу для Российской Федерации.

Международными договорами РФ являются соответствующие соглашения со странами Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России, нормативные правовые акты которого играют немаловажную роль в отечественной правовой сфере технического регулирования.

В рамках соответствующего Соглашения в странах Таможенного союза проводится согласованная политика в области технического регулирования. Согласно положениям ст.1 Соглашения Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 года "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер" в области технического регулирования используются, в частности, специальные термины, такие как декларация о соответствии техническому регламенту ЕврАзЭС, декларирование соответствия, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов ЕврАзЭС, наделенные полномочиями национальные органы государств Сторон, региональный стандарт, сертификат соответствия техническому регламенту ЕврАзЭС, сертификация, технический регламент ЕврАзЭС, уполномоченное изготовителем лицо и др.

________________

Соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 года "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер".


При этом следует указать на то, что в Таможенном союзе стороны проводят согласованную политику в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер посредством, в частности:

- принятия мер, необходимых для гармонизации законодательства государств Сторон;

- разработки и принятия технических регламентов ЕврАзЭС, устанавливающих обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования;

- обеспечения единства обязательных требований к объекту технического регулирования на территории своего государства и т.д.

В соответствии с нормами ст.5 Соглашения Правительств государств - членов ЕврАзЭС от 25 января 2008 года "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер" технические регламенты ЕврАзЭС принимаются в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Принятие технических регламентов ЕврАзЭС в иных целях не допускается.

Также следует добавить, что в ст.8 вышеуказанного Соглашения декларировано стремление сторон гармонизировать национальные (государственные) стандарты, а также отдавать приоритет (преимущество) принятию национальных (государственных) стандартов, гармонизированных (в первую очередь идентичных) с международными и региональными стандартами с обеспечением соблюдения ряда принципов: добровольное применение стандартов; открытость и гласность процессов разработки стандартов и т.д.

Из перечня нормативно-правовых актов, регламентирующих техническое регулирование Таможенного союза, основным документом является Решение Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319 "О техническом регулировании в таможенном союзе", которым утверждены:

1) Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения;

2) Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме;

3) Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии;

4) Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза;