1. Нормы комментируемой статьи определяют правовые основы технического регулирования в области пожарной безопасности, которые включают в себя:
- перечень 3 видов деятельности по техническому регулированию в области пожарной безопасности (установление требований пожарной безопасности к 8 объектам регулирования, регламентирование применения и использования требований пожарной безопасности, регулирование процедур оценки соответствия);
- условия отнесения документов к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности;
- особенности отнесения национальных стандартов и сводов правил к нормативным документам по пожарной безопасности;
- порядок действия требований настоящего Закона в отношении существующих зданий, сооружений, запроектированных и построенных согласно ранее действовавшим требованиям пожарной безопасности.
Виды деятельности по техническому регулированию комментируемой сферы реализуют общие положения ст.2 об определениях технического регламента и технического регулирования (см. комментарий к ч.1 ст.1 Закона), а также ч.3 ст.7 ФЗ "О техническом регулировании" о содержании технических регламентов, согласно которой обязательные требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения, которые включены в технический регламент имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент.
То есть в сферу технического регулирования в области пожарной безопасности могут входить требования нормативных правовых актов и документов из различных сфер общественных отношений, так, например, положениями ст.17 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлены требования проектной документации к обеспечению пожарной безопасности здания или сооружения, согласно которым при проектировании здания или сооружения должны быть обоснованы противопожарный разрыв или расстояние от проектируемого здания или сооружения до ближайшего здания, сооружения или наружной установки, принимаемые значения характеристик огнестойкости и пожарной опасности элементов строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, принятое разделение здания или сооружения на пожарные отсеки и др.
Также в качестве примера следует указать на Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 года N 304), нормами которых установлен порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска.
2. Согласно требований комментируемой статьи законодатель установил составной частью сферы технического регулирования в области пожарной безопасности все акты федерального законодательства и нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, которые включают обязательные нормы пожарной безопасности. В данной связи следует отметить, что из содержания норм ч.4 ст.4 ФЗ "О техническом регулировании" следует приоритет правил международного договора РФ, правила которого распространяются и на комментируемую сферу. То есть, несмотря на отсутствие в комментируемом Законе прямых указаний на исполнение норм международных договоров РФ, их приоритет сохраняется в рассматриваемом правовом поле технического регулирования при включении в них требований пожарной безопасности.
В качестве показательного примера следует отметить ТР ТС 012/2011. "Технический регламент Таможенного союза. О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", согласно ст.3 которого установлено, что оборудование для работы во взрывоопасных средах, выпускается в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные настоящим техническим регламентом Таможенного союза, а также другими техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами ЕврАзЭС, действие которых распространяется на данное оборудование. Оборудование для работы во взрывоопасных средах, соответствие которого требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
В соответствии с положениями Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 нормативным правовым актом считаются правила поведения, распространяющиеся на неопределенный круг лиц, изданные на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами. Также в порядке Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1996 года N 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд РФ" нормативный правовой акт представляет собой письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Говоря о нормативном правовом акте, следует добавить, что Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", а Разъяснения к этим Правилам утверждены Приказом Министерства юстиции РФ от 4 мая 2007 года N 88 г.
В данной связи обратим внимание на то, что нормативные правовые акты, которые не прошли регистрацию в Министерстве юстиции РФ и не опубликованы в установленном порядке, не являются обязательными и не связаны с правовыми последствиями. По этому поводу в п.12 "Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (утв. приказом Минюста России от 4 мая 2007 года N 88), конкретизировано описание нормативных актов, которые подлежат государственной регистрации:
1) документы, содержащие правовые нормы, затрагивающие:
- гражданские, политические, социально-экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- гарантии их осуществления, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации;
- механизм реализации прав, свобод и обязанностей;
2) документы, устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных соответствующим федеральным органам исполнительной власти, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством РФ отдельные наиболее важные государственные функции;
3) документы, имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не входящих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
3. Как обозначил законодатель, нормативную базу пожарной безопасности наряду с соответствующими федеральным законодательством и нормативными правовыми актами составляют национальные стандарты и своды правил, которые включают требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Говоря о важности и перспективах развития отечественной системы стандартизации отметим, что в содержании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года обозначена обусловленность развития инновационной инфраструктуры:
- ускоренным развитием технического регулирования как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, гармонизации российских стандартов с международными и т.д.;
- принятием стандартов и правил, способствующих расширению практики и ускорению создания высокотехнологичных совместных предприятий и аутсорсинга;
- упрощением и ускорением процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества.
Согласно правилам ст.2 Федерального закона "О техническом регулировании":
1) национальный стандарт - это стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации;
2) стандарт - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг; стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;
3) стандартизация - это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.