Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный)

Комментарий к статье 1. Цели и сфера применения технического регламента

1. Положения рассматриваемой статьи устанавливают 3 общие цели комментируемого Закона (защита жизни и здоровья граждан, а также имущества 4 видов) и сферу применения его правил - правовое поле регламентирования отношений в области технического регулирования пожарной безопасности, которое включает:

- основные правила технического регулирования в области пожарной безопасности;

- общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции) - 4 видам объектов (зданиям, сооружениям, промышленным объектам) и 2 видам продукции (пожарно-технической и продукции общего назначения);

- минимальные пределы действия норм иных федеральных законов о технических регламентах (запрет на действие любых требований пожарной безопасности к конкретной продукции, если они устанавливают более низкие, чем установленные настоящим Законом, требования пожарной безопасности);

- три обязательные области применения норм комментируемого Закона (9 этапов жизненного цикла объектов защиты, 4 стадии применения права в формах федерального законодательства и нормативного регулирования технических регламентов, содержащих требования пожарной безопасности, а также процедура разработки технической документации на объекты защиты);

- специальную область технического регулирования в области пожарной безопасности, дополнительно регулируемую особыми нормативными правовыми актами федерального статуса (объекты специального назначения 8 категорий);

- специальную область технического регулирования в области пожарной безопасности, дополнительно регулируемую отдельными федеральными законами (процессов и объектов жизненного цикла ядерного оружия).

Общие цели принятия комментируемого Закона обусловлены правами и свободами физических и юридических лиц в сфере защиты жизни, здоровья и государственного (муниципального) имущества, гарантированными в конституционно закрепленных нормах, в соответствии с которыми в Российской Федерации охраняется жизнь и здоровье людей, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Любое цивилизованное общество охраняет наивысшую ценность - жизнь и здоровье своих граждан, право на их охрану и защиту провозглашено и признается мировым сообществом как основное неотъемлемое право, принадлежащее каждому человеку. Пределы правовой охраны жизни и здоровья человека являются одним из основных показателей степени демократичности государства. Приоритет обеспечения охраны жизни и здоровья людей на территории Российской Федерации согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" обозначен первым основным принципом государственной политики в области безопасности и является в соответствии с ч.1 ст.6 ФЗ "О техническом регулировании" первой целью принятия всех технических регламентов.

В сфере технического регулирования защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества обеспечивается деятельностью, способной извне предупредить (снизить) воздействие на человека или имущество вредных факторов технического характера (недопущение угрозы пожара, взрыва).

Следует отметить, что основы правового регулирования охраны жизни и здоровья человека установлены положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

На защиту имущественных отношений прежде всего направлены кодифицированные акты законодательства: ГК РФ, АПК РФ, УК РФ, КоАП РФ.

При этом в соответствии с общими правилами ст.7 ФЗ "О техническом регулировании" комментируемый технический регламент с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования, обеспечивающие пожарную безопасность, которые:

- не могут служить препятствием осуществлению предпринимательской деятельности в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения общих целей технического регулирования, указанных в п.1 ст.6 ФЗ "О техническом регулировании";

- имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент;

- не должны содержать требования к конструкции и исполнению, за исключением случаев, если из-за отсутствия требований к конструкции и исполнению с учетом степени риска причинения вреда не обеспечивается достижение обозначенных целей принятия технического регламента.

Минимальные пределы действия норм иных федеральных законов о технических регламентах или правило запрета на действие норм технических регламентов, которые содержат требования пожарной безопасности к конкретной продукции, более низкие, чем установленные настоящим Законом, реализуют первый основной принцип технического регулирования о применения единых правил установления требований к продукции, а также общие правила применения законодательства РФ о техническом регулировании (подробнее см. ст.3 и 4 ФЗ "О техническом регулировании")

Объекты защиты (продукции) кроме перечисленных в комментируемой статье зданий, сооружений, промышленных объектов, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения в соответствии с п.15 ст.2 Закона включают транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре. При этом в соответствии с нормами ст.2 ФЗ "О техническом регулировании":

1) техническим регулированием определено правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;

2) техническим регламентом установлен документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации);

3) продукцией обозначена материально-вещественная форма результата деятельности, предназначенная для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" зданием является результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, предназначенную для проживания (деятельности) людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных, имеющую надземную и (или) подземную части, которая включает в себя:

- помещения (часть объема здания или сооружения, имеющую определенное назначение и ограниченную строительными конструкциями);

- систему инженерно-технического обеспечения, предназначенную для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности;

- сеть инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений).

Различают жилые (жилой дом постоянного типа с длительным сроком службы) и нежилые здания (предназначено для использования в производственных, торговых, культурно-просветительных и др. (кроме постоянного проживания) целях). Также здания подразделяются на основные (главенствующее по капитальности постройки, архитектурным признакам и функциональному назначению) и служебные (по отношению к основному зданию на земельном участке имеют второстепенное значение, бывают, как правило, некапитального типа и при технической инвентаризации их внутренние помещения не учитываются и не измеряются).

Правовой порядок идентификации зданий и сооружений регламентирован положениями ст.4 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и включает следующие признаки классификации:

1) назначение, для определения которого применяются классификаторы из Перечня общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, прилагаемого к постановлению Правительства РФ от 10 ноября 2003 года N 677;