1. Обязанность судовладельца обеспечить возвращение члена экипажа и его личного имущества к месту приема его на работу является императивной. По своей юридической природе такое обеспечение является одним из видов гарантий или компенсаций. То есть, судовладелец, как работодатель, может различными способами (ибо иное в законе не оговорено) обеспечить такое возвращение члена экипажа как создав условия для этого (гарантия), так и осуществив денежную выплату на возвращение (компенсация).
КВВТ РФ не устанавливает императивно, что именно следует понимать под обеспечением возвращения, а ТК РФ допускает, что как гарантии, так и компенсации, могут предусматриваться не только ТК РФ, но и иными федеральными законами. Если КВВТ РФ, являясь в данном случае таким иным федеральным законом, не устанавливает императивно, что судовладелец должен применять именно определенные виды такого обеспечения, следует полагать, что здесь допускаются как гарантии, так и компенсации. Согласно ст.164 ТК РФ, гарантии - это средства, условия и способы, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей или иных обязанностей. Статья 165 ТК РФ допускает установление гарантий и компенсаций в других случаях, помимо тех, что установлены самим ТК РФ, предусмотренных как самим ТК РФ, так и иными федеральными законами.
Установленная комментируемой статьей КВВТ РФ обязанность является субсидиарной (дополнительной) по отношению к тем гарантиям и компенсациям, которые установлены ТК РФ. К иным случаям относится: обязанность судовладельца обеспечить возвращение члена экипажа в случае гибели судна, в случае болезни члена экипажа или травмы, которые невозможно вылечить на судне (думается, что сюда же будут относиться случаи, когда дальнейшее пребывание заболевшего или травмированного, хотя бы его и можно было вылечить на судне, было бы опасным для него либо для иных членов экипажа). Здесь имеется в виду как профессиональное заболевание или травма, связанная с исполнением обязанностей, то есть страховой случай, когда страховая выплата подлежит уплате в соответствии с Федеральным законом от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", так и заболевание или травма, не связанные с исполнением обязанностей на судне. Согласно ст.8 данного закона, видом страхового обеспечения являются выплаты на проезд застрахованного, а в необходимых случаях и сопровождающего лица для получения медицинской помощи, в том числе, непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая. В этом случае расходы на обеспечение доставки члена экипажа в медицинскую организацию покрываются страховой суммой. В остальных случаях, если заболевание или травма не связаны с профессиональной деятельностью, действие данной нормы также будет иметь место. Судовладелец обязан обеспечить доставку члена экипажа в медицинское учреждение или в иное обусловленное место.
Прекращение трудового договора, о котором идет речь в абзаце 4 п.1 комментируемой статьи, понимается здесь как установленные ТК РФ основания прекращения трудового договора:
- по соглашению сторон (ст.78 ТК РФ);
- по инициативе работника (ст.80 ТК РФ);
- по инициативе работодателя (ст.81 ТК РФ);
- по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ст.83 ТК РФ).
Помимо этого п.1 комментируемой статьи указывает на действие данного правила на случай истечения срока трудового договора (ст.79 ТК РФ). Общие правила относительно гарантий и компенсаций при расторжении трудового договора содержатся в гл.27 ТК РФ. Выходные пособия предусмотрены, в том числе, в случаях расторжения трудового договора:
- в связи с ликвидацией организации или сокращением штата;
- в связи с отказом работника от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением;
- в связи с призывом работника на военную службу;
- в связи с восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу;
- в связи с отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем;
- в связи с признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности;
- в связи с отказом работника от продолжения работы;
- в связи с изменением условий трудового договора.
Кроме того, в коллективных договорах и соглашениях (полностью распространяется норма и на ВВТ) могут предусматриваться и иные случаи выплаты выходных пособий и устанавливаться их повышенный размер. Предусмотрены и иные гарантии, например, преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата и иные. Во всех этих случаях, дополнительно к таким гарантиям и пособиям, судовладелец обязан обеспечить возвращение члена экипажа к месту приема на работу или в иное обусловленное место.
Срочный трудовой договор вообще, на ВВТ часто может встречаться, в связи с сезонным характером его работы. В частности, на ВВТ может иметь место трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода, то есть сезона навигации. В таком договоре обязательно должны быть указаны срок его действия и то обстоятельство, на основании которого договор заключается как срочный. В случае, если это указано в договоре не будет, он будет считаться заключенным на неопределенный срок. Прекращается такой договор по окончании периода - сезона навигации. Прекращения такого договора на ВВТ имеет некоторые особенности, которые связаны с возможной длительностью выполняемой работы по отношению к сроку сезонных работ, установленному ст.293 ТК РФ. В этой статье сезонные работы определены как не превышающие, как правило, шести месяцев.
С одной стороны, работа, для выполнения которой член экипажа принят по срочному договору, может закончиться и до истечения срока трудового договора, и в этом случае с ним работодатель не может расторгнуть договор только на том основании, что работа выполнена - расторгнуть его можно по иным основаниям - допустим, в связи с отказом работника продолжать работу в связи с изменением условий трудового договора. С другой стороны, работа может и не быть законченной по истечении установленного договором срока, и в такой ситуации, когда член экипажа продолжает работать по истечении навигации, трудовой договор должен считаться заключенным на неопределенный срок. При этом сама навигация может продолжаться и более 6 месяцев. В этом случае также заключается срочный трудовой договор - оговорка в ст.293 ТК РФ "как правило", может толковаться так, что допускается период сезонных работ и более этого срока. Ведь навигация зависит от природных условий, и если она не 6, а скажем, 7 месяцев, то в этом случае трудовой договор заключается также - на выполнение определенной работы на период навигации. В случае прекращения срочного трудового договора обязанность судовладельца обеспечить возвращение члена экипажа к месту приема на работу или в иное обусловленное место распространяется и на те случаи, когда такой договор прекратился за пределами РФ.
Банкротство, изменение государства регистрации судна и иные обстоятельства невозможности судовладельца исполнять обусловленные ТК РФ, КВВТ РФ или трудовым договором обязанности также являются юридическими фактами, порождающими рассматриваемую обязанность судовладельца. В случае ликвидации юридического лица, являющегося владельцем судна, все расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда работников экипажа подлежат выплате во вторую очередь после удовлетворения требований о возмещении вреда жизни или здоровью и компенсации морального вреда (ст.64 ГК РФ). Если таких требований из причинения вреда, то все расчеты с работниками удовлетворяются в первую очередь. При этом независимо от всех этих обстоятельств, судовладелец должен обеспечить возвращение членов экипажа к месту приема на работу или в иное обусловленное место.
Зона военных действий - это местность, где непосредственно ведутся боевые действия, либо они могут носить регулярный или периодический характер, время от времени прекращаясь и возобновляясь. При этом не имеет значения локализация боевых действий и установление военного положения.
Зона эпидемиологической опасности должна пониматься, прежде всего, как территория очага эпидемии инфекционных заболеваний (не зависимо от их вида, степени опасности, уровня вирулентности возбудителей и иных факторов) и прилегающая к ней местность. На работодателя в данном случае также возложена обязанность обеспечить возвращение членов экипажа. Если член экипажа отказывается от следования в такие местности, трудовой договор в случае отказа работника следовать в такие местности, может и не прекращаться.
2. Исходя из правил п.2 комментируемой статьи, следует сделать вывод относительно того, что рассматриваемую обязанность судовладелец должен исполнить в любом случае, даже если причиной возвращения члена экипажа является нарушение последним условий трудового договора. В данной ситуации судовладелец (это его право, не обязанность) может взыскать с такого члена экипажа расходы, связанные с обеспечением его возвращения к месту работы. Факт расходов и их размер должны быть подтверждены документально, упущенная выгода при этом возмещению не подлежит.