Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 19. Порядок государственной регистрации судов в Государственном судовом реестре

1. Данная статья имеет своим предметом не только порядок государственной регистрации судов, но так же и прав на них, а также общие моменты порядка выявления и учета бесхозяйных судов. Пункты 1-3, а также п.4-7 комментируемой статьи целесообразно комментировать одновременно в силу того, что в п.1, п.2 и п.3 идет речь о порядке регистрации и документах, а в п.4-7 идет речь о порядке фиксации, отражения подлежащих регистрации юридических фактов в Реестре.

Исходя из самого названия статьи, можно сделать вывод, что речь идет только о регистрации судов, но это не так. Речь идет также и о регистрации прав на судно, их обременений и сделок с судном.

Некоторым недостатком Правил государственной регистрации судов (относится ко всем их видам) является отсутствие четкого исчерпывающего перечня документов, необходимых для каждого вида регистрации. Допустим, для регистрации судна, регистрации каждого из видов регистрируемых прав, регистрации каждого из регистрируемых обременений этих прав, регистрации каждой из регистрируемых сделок с судном. Лишь п.40 Правил государственной регистрации судов) дает перечень документов, прилагаемых к заявлению. Само заявление должно быть составлено по правилам Приложения 1 к Правилам государственной регистрации судов, в котором дается образец такого заявления. Согласно п.40 Правил государственной регистрации судов, для государственной регистрации судна и прав на него в Реестре к заявлению должны быть приложены следующие документы:

- правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, договор на постройку судна и другие);

- мерительное свидетельство (для судов смешанного река-море плавания);

- свидетельство о годности судна к плаванию;

- классификационное свидетельство.

Для регистрации отдельного типа судов могут устанавливаться и иные необходимые документы, приведенный же перечень для обычной регистрации исчерпывающий, как это следует из смысла п.40 Правил государственной регистрации судов. При этом должны быть документы, удостоверяющие личность заявителя, данные об организации, а также, в случае если заявление подается уполномоченным правообладателем лицом составленная в установленной форме доверенность. Что касается регистрации строящегося судна, то в этом случае, согласно п.104 Правил государственной регистрации судов, к заявлению должны прилагаться: договор на постройку судна, письменное подтверждение строительной организации о закладке киля или заключения эксперта, подтверждающего проведение равноценных строительных работ. Для регистрации маломерных судов к заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность судовладельца, подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей; подлинники и копии технических паспортов на судно промышленной постройки или акт первичного технического освидетельствования с заключением эксперта о годности судна к эксплуатации; документ об уплате государственной пошлины. При регистрации любого судна, по любым правилам, все представляемые документы должны быть на русском языке, а иностранные документы надлежащим образом легализованы и иметь при этом заверенный перевод на русский язык. Могут приниматься при необходимых случаях и копии документов, которые должны соответствовать указанным требованиям к документам, они должны быть надлежащим образом заверены.

2. Порядок осуществления государственной регистрации установлен п.18 Правил государственной регистрации судов, к которым отсылает п.2 комментируемой статьи. В общем виде порядок регистрации судов выглядит следующим образом:

1) прием и регистрация документов, необходимых для регистрации. При принятии документов заявителю должна быть выдана расписка в приеме документов с указанием даты приема и перечня документов. Документы принимаются к рассмотрению только при наличии документа об уплате пошлины. На данной стадии уже могут быть заявителю возвращены документы, если они не соответствуют установленным требованиям, а также при отсутствии одного или нескольких из необходимых документов. При этом заявителю по его требованию выдается письменное мотивированное подтверждение об отказе в приеме документов. В случае, если на данной стадии регистрирующий орган отказал в принятии документов и при этом не выдал мотивированного письменного подтверждения, такие действия на данной стадии уже могут быть обжалованы в суд заявителем;

2) осуществление правовой экспертизы документов;

3) установление отсутствия противоречий между заявляемыми и уже зарегистрированными правами на судно, установление оснований для отказа или приостановления регистрации;

4) при отсутствии указанных противоречий и при отсутствии оснований для отказа в регистрации или приостановления регистрации внесение записи в Реестр (или в реестр арендованных иностранных судов. Здесь порядок аналогичен);

5) выдача свидетельств об осуществленной государственной регистрации, совершение надписей на правоустанавливающих документах.

Регистрация судов и прав на них осуществляется на основании заявления судовладельца при условии представления им необходимых документов. Правовое регулирование порядка ведения Государственного судового реестра и внесения в него записей осуществляется в соответствии с предписаниями КВВТ РФ и ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Положения комментируемой статьи носят отсылочный характер к требованиям указанного закона, который определяет особенности ведения реестра.

В качестве специальной гарантии защиты прав и законных интересов судовладельцев КВВТ РФ предусматривает запрет истребования у заявителя документов, необходимых для внесения записи в судовой реестр, которые находятся в распоряжении органов государственной власти или органов местного самоуправления. ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и КВВТ РФ вменяют в обязанности уполномоченному органу, осуществляющему ведение реестра истребование указанных документов у соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления. Однако общие правила, установленные названным законом носят фрагментарный характер: устанавливая запрет истребования документов, находящихся в распоряжении органов власти и местного самоуправления, правовые предписания обязывают заявителя представить такие документы, как например, решения суда или иные судебные акты. Суд, независимо от того к какой категории он относится, является органом государственной власти, в распоряжении которого находится любой судебный акт. Причем все судебные акты размещаются для ознакомления на официальном интернет-сайте соответствующего суда, что позволяет любому заинтересованному субъекту получить его без каких-либо препятствий. Однако если такой судебный акт выступает, например, основанием возникновения или прекращения права на судно или обременения на него, то заявитель обязан предоставить такой судебный акт органу, на которого возложено ведение Государственного судового реестра, что, по сути, является нарушением требований КВВТ РФ и ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", однако, такой отказ в регистрации нарушением в правоприменительной практике регистрирующих органов не признается.

Перевод предоставления государственных и муниципальных услуг в электронную форму направлен на обеспечение прав и законных интересов заявителей в части предоставления документов, что позволяет истребовать указанные сведения у уполномоченного органа в электронной форме. Однако в настоящее время, несмотря на введение электронной формы предоставления государственных и муниципальных услуг, документы, которые признаются необходимыми и обязательными представляются заявителем непосредственно уполномоченному органу. Таким образом, фактически электронная форма предоставления государственных и муниципальных услуг сводится лишь к оформлению заявления в электронной форме.

Таким образом, несмотря на положительный характер предписаний действующего законодательства, фактически они в настоящее время не могут быть практически реализованы, т.е. носят лишь теоретический характер.

Срок осуществления государственной регистрации, о котором говорит п.3 рассматриваемой статьи, начинает течь со дня приема документов на регистрацию. Следовало бы только в данном пункте указать, что этот срок начинает течь на следующий день после даты приема заявления и документов на регистрацию, что следует из общего правила ст.191 ГК РФ. Данный срок равен одному месяцу с даты приема документов. Что касается продления сроков осуществления регистрационных действий, этому в КВВТ РФ посвящена следующая статья, двадцатая, при рассмотрении которой и будут указаны основания продления данного срока. Окончание данного срока, как и сам срок, исчисляется по правилам гл.11 ГК РФ. Его окончание датируется последним числом соответствующего месяца, если месяц неполный - аналогично, в последний день месяца. Регистрационные действия могут выполняться, если исходить из ст.194 ГК РФ, до 24 часов даты последнего дня месяца, но на практике - до окончания рабочего дня.

Напомним, что регистрации подлежит право собственности (все его виды), право хозяйственного ведения, право оперативного управления, безвозмездное пользование, доверительное управление судном. Право аренды регистрации не подлежит. Что касается лизинга (финансовой аренды) то соотношение норм о лизинге вообще и по отношению к судам таково: в первую очередь подлежат применению специальные нормы о лизинге (ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)", так как в КВВТ РФ и в Правилах государственной регистрации судов на этот счет вообще ничего нет), затем - правила параграфа 6 гл.34 ГК РФ, и затем - общие положения об аренде. Договор лизинга судна должен быть заключен в письменной форме (не зависимо от его срока), существенные условия: цена (лизинговые платежи) срок и предмет (все необходимые данные о судне).

Специальные нормы о лизинге - это, прежде всего, ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)". Согласно ст.20 данного закона, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, права на передаваемое в лизинг имущество и (или) договор лизинга, предметом которого такое имущество является, подлежат государственной регистрации. То есть, ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" отсылает к нормам ГК РФ и специальным правилам, регулирующим лизинг определенных видов имущества. Кроме того, согласно ст.10 данного закона, права и обязанности участников лизинга регулируются гражданским законодательством, данным законом и договором лизинга. КВВТ РФ не содержит о лизинге ни слова, в Правилах государственной регистрации судов (которые ГК РФ противоречить не могут) он тоже не упоминается, но даже если считать, что фразы в п.77 Правил государственной регистрации судов "сделка" и "прочие обременения" могут включать в себя лизинг, то следует учесть, что ГК РФ Правила государственной регистрации судов противоречить не могут, а в КВВТ РФ и ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" ничего о регистрации лизинга и аренды судов вообще (а лизинг - это не что иное, как квалифицированный вид аренды) нет. Это значит, что к вопросу о регистрации лизинга судна следует подходить с позиций регистрации аренды судна как таковой, т.е. аналогично рассмотренным выше правилам, соотношения норм гл.34 ГК РФ и указанных выше норм КВВТ РФ. Это означает, что договор лизинга судна, как и сам лизинг, регистрации также не подлежит. Это же следует относить и к маломерным судам. При этом следует учитывать, что любые сделки с судном, как с объектом недвижимости (это касается не только лизинга), если сумма их превышает 3 млн.руб., подлежат контролю органами финансового мониторинга. Между тем, есть рациональное зерно в том, что введение обязательной регистрации лизинга, причем во всех правилах, с внесением сначала соответствующих изменений в федеральное законодательство, может сыграть положительную роль в осуществлении государственного надзора на ВВТ.

По отношению к безвозмездному пользованию, а такая практика есть, ни в КВВТ РФ, ни в Правилах государственной регистрации судов практически ничего нет, что следует считать существенным пробелом, нуждающимся в восполнении.

Регистрации подлежат и ограничения и обременения вещных и иных прав на судно, в частности, ипотека и арест. Что касается иных обременений, то ни перечня таких обременений, ни их необходимого для регистрации документарного сопровождения Правила государственной регистрации судов не предусматривают.

3. Пункты 4-7 комментируемой статьи устанавливают основные правила оформления государственной регистрации, причем устанавливают весьма бессистемно, как и сами Правила государственной регистрации судов.

Как уже указывалось, Реестр состоит из трех основных разделов, порядок заполнения которых можно изучить по тексту приказа Минтранса РФ от 26.09.2001 N 144. Помимо разделов, неотъемлемой частью Реестра являются дела правоустанавливающих документов и книги учета документов. Дело правоустанавливающих документов ведется отдельно по каждому судну, в них отражаются все документы, поступающие для государственной регистрации судна и прав на него. В книге учета содержатся данные о принятых документах, о правообладателях, регистрируемом праве и заявителях, выданных свидетельствах, о регистрации, о выданных выписках и справках из Реестра, об иных документах. Днем начала регистрации является день, дата внесения в книгу учета записи о поступившем заявлении о государственной регистрации права на судно, ограничении права или сделки. Присвоенный входящий номер в книге учета о приеме документов и составляет основу номера государственной регистрации права, его ограничения или сделки. Согласно п.50 Правил государственной регистрации судов, каждая запись о праве, его ограничении (обременении), или сделке с судном идентифицируется номером регистрации. Данный номер присваивается при приеме документов на регистрацию и соответствует номеру книги учета входящих документов и порядковому номеру записи в книге учета входящих документов. О таком номере и идет речь в п.4 комментируемой статьи.

После внесения записей в соответствующие разделы Реестра заявителю выдается свидетельство о праве собственности или об ином вещном праве. Образцы таких свидетельств представлены в приложениях к Правилам государственной регистрации судов. Но согласно п.130 Правил государственной регистрации судов, при государственной регистрации заявителю выдаются следующие документы: Свидетельство о праве собственности на судно, Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ, Свидетельство о государственной регистрации прав на судно (аналогично - и на строящееся судно), Свидетельство об исключении судна из Государственного судового реестра РФ. Причем установлено, что все данные документы выдаются правообладателю при регистрации любого вещного права на судно. При изменении бассейна регистрации и внесении записей в Реестр, ведущийся в новом бассейне, органом регистрации вновь выдается Свидетельство о праве собственности и Свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ. Выданное свидетельство может быть заполнено как от руки, так и автоматизированным способом. В нем не должно быть исправлений, подчисток, приписок. На оригинале правоустанавливающего документа орган регистрации должен проставить штамп регистрационной надписи на документах. Этот штамп удостоверяет осуществление регистрации сделок с судном. Штамп должен включать дату регистрации и номер регистрации сделки. Если сделка регистрируется одновременно с правом, то выдается Свидетельство о регистрации соответствующего права. В этом случае штамп должен отражать серию и номер свидетельства и дату его выдачи. Если произведена регистрация сделки, а право не возникло, свидетельство не выдается, а штамп должен содержать запись об этом. При регистрации сделок об этом вносятся записи в соответствующие разделы Реестра, а также в документы, отражающие содержание сделок. По отношению к регистрации сделок в данной главе, как и в Правилах государственной регистрации судов, также есть неопределенности. В частности, о том, что наряду с правами подлежат регистрации и сделки, можно прийти к выводу из п.4 ст.16 КВВТ РФ. Но там сказано, напомним, что регистрации подлежат ограничения (обременения), а также иные сделки с судном. Фраза "а также" позволяет сделать вывод, что законодатель отождествляет обременение прав и сделку, что недопустимо. Обременение права, как, впрочем, и ограничение, это установленное законом, решением государственного органа или договором вторжение в правомочие права третьего лица, либо установленная на тех же основаниях невозможность полностью воспользоваться данным правом исходя из его сущности. Это особое общественное отношение, выражающееся в сужении легально определенной возможности того или иного права исходя из его сути.

Сделка же - это юридический факт, порождающий, изменяющий, либо прекращающий гражданские права и обязанности. Сделка может быть основанием для ограничения (обременения) права, но сама она не может являться таким ограничением. Она лишь делает его возможным и это распространяется также и на длящиеся сделки. Поэтому следует четко определить какие именно ограничения (обременения) и какие именно сделки подлежат регистрации, ориентируясь при этом на ГК РФ.

При внесении записей в разделы Реестра об иных вещных правах (помимо собственности), заявителю должны быть выданы установленной формы выписки из Реестра о таких правах, к которым также применяются правила об исправлении технических ошибок.