1. Пункт 1 комментируемой статьи направлен на определение перечня реестров, внесением сведений о суднах в которые обеспечивается государственная регистрация судов. К числу этих реестров относятся:
- Государственный судовой реестр;
- реестр арендованных иностранных судов.
Исключение из правила о регистрации составляют маломерные суда, для которых п.2 комментируемой статьи устанавливает особый порядок государственной регистрации.
Кроме того, п.1 комментируемой статьи устанавливает субъекта такой государственной регистрации - администрации бассейнов ВВП. Иными словами, бюджетные учреждения, являющиеся такими администрациями, являются также и регистрирующими органами, которые принимают заявления о такой государственной регистрации, прилагаемые к нему документы, рассматривают вопрос о возможности государственной регистрации и принимают соответствующее решение.
2. В п.2 комментируемой статьи установлена особенность регистрации маломерных судов. Эта особенность проявляется только лишь в двух ее элементах:
1) субъект государственной регистрации - уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, которым является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
2) порядок такой государственной регистрации, который должен устанавливаться вышеуказанной службой. Однако в настоящее время такой порядок не утвержден, что означает возможность применения к порядку государственной регистрации маломерных судов общих положений КВВТ РФ.
Также еще одной особенностью государственной регистрации таких маломерных судов является и то, что государственной регистрации подлежат только маломерные суда, которые используются в некоммерческих целях. Как следует из материалов судебной практики, такие цели заявителям при государственной регистрации маломерных судов необходимо доказать. Так, например, в Архангельской области Пинежское потребительское общество обратилось с заявлением к Федеральному казенному учреждению "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области" с просьбой о государственной регистрации маломерного судна "Аргон". Однако данное общество получило отказ в связи с тем, что данное маломерное судно используется в коммерческих целях. Не согласившись с таким отказом, Пинежское потребительское общество обратилось в Арбитражный суд Архангельской области. В ходе судебных разбирательств первой, а затем и апелляционной инстанции было установлено, что спорное судно используется для перевозки грузов в магазины, расположенные в труднодоступных населенных пунктах, что также подтверждает использование судна именно в коммерческих целях - для перевозки товаров, подлежащих дальнейшей продаже обществом с целью получения прибыли. Соответственно, отказ регистрирующего органа правомерен (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2013 по делу N А05-6355/2013).
3. Пункт 3 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о государственной регистрации судов, которые построены российскими организациями после 01.01.2010, и используются, в том числе в целях обеспечения сообщения между портами, расположенными на ВВП РФ и морскими портами РФ, а также судов смешанного (река-море) плавания. Регистрация таких судов осуществляется согласно правилам, установленным Министерством транспорта РФ, а именно Правилам регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденным приказом Министерства транспорта РФ от 09.12.2010 N 277.