1. Устанавливается исчерпывающий перечень случаев (оснований) продления и приостановления сроков регистрации судов, прав на них, ограничений (обременений) и сделок с судами. Что касается Правил государственной регистрации судов, то они в п.34-37 практически дублируют положения комментируемой статьи КВВТ РФ. Нормы комментируемой статьи распространяются на регистрацию администрациями бассейнов ВВП, капитанами портов и ГИМС. Следует полагать также, что действует она и в отношении регистрации в реестре арендованных иностранных судов.
Продление сроков регистрации (речь идет о сроке, указанном в п.3 ст.19 КВВТ РФ) допускается в случае, если регистрирующий орган обнаружит причину, дающую основания сомневаться в наличии оснований для государственной регистрации, указанных в ст.18 КВВТ РФ. В частности, исходя из приложенных к заявлению правоустанавливающих документов у регистрирующего органа (фактически конечно у соответствующих должностных лиц) может возникнуть сомнение в том, что определенный орган был компетентен издавать соответствующий правоприменительный акт, может возникнуть сомнение относительно того, что свидетельство о праве на наследство выдано с нарушением правил раздела 5 ГК РФ, может возникнуть сомнение в соответствии договора требованиям законодательства и т.д. Помимо оснований, указанных в ст.18, должны проверяться обстоятельства, которые являются основанием отказа в регистрации. То есть, должно быть установлено, что право, о регистрации которого ходатайствует заявитель, является правом, подлежащим регистрации, что лицо, подающее заявление, имеет на это право, что содержание и форма документов, прилагаемых к заявлению, соответствуют требованиям законодательства. Во всех этих случаях, при наличии таких сомнений, регистрирующий орган обязан в течение одного месяца получить необходимые доказательства наличия оснований для регистрации. Он вправе применять любые из дозволенных законом средств для получения таких доказательств. Например, он может обращаться с запросами в соответствующие органы.
Согласно п.16 Правил государственной регистрации судов, регистрирующий орган может проверять юридическую силу представленных для регистрации документов и проверять наличие ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. Следовало бы в Правилах государственной регистрации судов подробнее регламентировать и деятельность регистрирующих органов в рассматриваемой ситуации. Обязанность известить заявителя о такой ситуации является для регистрирующего орган императивной. Он не может не сделать этого, даже если может обойтись без содействия заявителя. Что же касается самого заявителя, то для него предоставление дополнительных доказательств оснований для регистрации является правом, а не обязанностью. Он может и не предоставлять каких-либо дополнительных доказательств. Но на практике их лучше, если есть возможность, представить, иначе в регистрации может быть и отказано. При этом следует и учитывать, что п.61 Правил государственной регистрации судов установлено, что не допускается истребование у правообладателя или заявителя дополнительных данных и документов, не требующихся для ведения Реестра. Перечня таких документов в Правилах государственной регистрации судов нет (да и не может быть), но это такие документы, которые не связаны прямо или косвенно с судном, правами и обременениями, сделками с судном и с самим заявителем или правообладателем, которые касаются именно регистрации судна (скажем, аттестат или свидетельство о браке тут явно лишние).
При направлении правоустанавливающих и иных поданных к регистрации документов для подтверждения их подлинности срок регистрации может быть продлен регистрирующим органом еще на один месяц - это без учета того срока продления, который требуется для представления дополнительных доказательств наличия оснований к регистрации. Таким образом, максимальный срок, на который может быть продлена регистрация, составляет два месяца. Если учитывать, что для осуществления самой регистрации также предоставлен срок в один месяц, то общая продолжительность регистрации не может составлять более трех месяцев. О решении регистрирующего органа о таком (п.2 комментируемой статьи) продлении срока регистрации в обязательном порядке должен быть информирован заявитель.
2. Если в течение месяца (двух, если регистрация продлевается и по основанию п.2 комментируемой статьи) не будут устранены препятствия к регистрации, указанные в п.8 ст.19 КВВТ РФ, регистрирующий орган в обязательном порядке отказывает в регистрации. Данное решение может быть заявителем обжаловано в судебном порядке (гл.25 ГПК РФ), если в удовлетворении жалобы судом будет отказано, процедура регистрации начинается заново в любое время, когда такие препятствия будут устранены. Если судебного обжалования не было - аналогично, после их устранения. При этом п.8 ст.19 КВВТ РФ при наличии таких препятствий предоставляет право регистрирующему органу отказать в регистрации. Это несколько странно - ведь если есть хотя бы одно из таких препятствий, он должен в регистрации отказать. Просто в этом случае срок для их устранения является и сроком продления регистрации, а отказ может быть только в случае, если эти препятствия не устранены в указанные сроки. Если же полагать, что это право регистрирующего органа, то получается, что при наличии одного или нескольких из таких препятствий, он может и осуществить регистрацию, что недопустимо. Поэтому правило п.8 ст.19 лишнее (насчет права отказа, а не обязанности) или п.4 рассматриваемой статьи следовало изложить с указанием такого перечня в нем, при этом здесь же указав и сроки для устранения таких препятствий.
Об отказе в государственной регистрации в книге учета делается обязательная запись. Заявителю в этом случае в течение пяти дней после указанных сроков направляется в письменной форме сообщение о причине отказа. Копия такого сообщения помещается в дело правоустанавливающих документов.
Таким образом, продление сроков регистрации допускается в случаях: необходимости представления дополнительных доказательств наличия оснований к регистрации, необходимости подтверждения подлинности документов, необходимости устранения препятствий к регистрации. Это исчерпывающий перечень.
3. Правила государственной регистрации судов, исправно дублируя в разделе VII положения комментируемой статьи КВВТ РФ, называют и продление сроков, и приостановление регистрации одинаково - приостановление государственной регистрации. КВВТ РФ же данную статью озаглавил как продление сроков регистрации. Между тем, и в данной статье, и в разделе VII Правил государственной регистрации судов идет речь как о продлении сроков, так и о приостановлении. В том смысле, что не понятно приостанавливаются ли регистрационные действия в случае оснований для продления сроков или нет, а может быть сами действия по устранению препятствий к регистрации, представлению дополнительных оснований и подтверждению подлинности документов составляют продолжение регистрации. Юридически составляют. Иначе в самой градации продления сроков регистрации и ее приостановления нет смысла. Поэтому следовало бы четко указать, что разница таких ситуаций в том, что в первом случае регистрация просто продлевается, а во втором - приостанавливается.
Пункты 5-7 комментируемой статьи устанавливают исчерпывающий перечень, когда регистрация может быть приостановлена - ходатайство об этом заявителя и решение (определение) суда. При подаче заявления представителем собственника КВВТ РФ устанавливает императивно наличие у него доверенности, которая должна быть оформлена по правилам ст.185-189 ГК РФ. Нотариально заверенная доверенность требуется для заявления о регистрации ипотеки судна, в остальных случаях обычная доверенность. Состав такого заявления, очерченный п.5 комментируемой статьи является императивным. В нем обязательно указываются основания такого заявления, причины, по которым регистрация может быть приостановлена, и срок приостановления, о котором ходатайствует заявитель. При подаче такого заявления срок для продления государственной регистрации, установленный п.1 данной статьи, прерывается, а срок, который уже истек к моменту подачи заявления, не засчитывается в новый срок регистрации. Так как ни в КВВТ РФ, ни в Правилах государственной регистрации судов нет перечня оснований отказа в приостановлении регистрации, можно полагать, что регистрирующий орган отказать в этом не вправе.
Решением или определением суда регистрация может быть приостановлена по различным необходимым основаниям, могущим возникнуть в ходе рассмотрения дела. Например, при рассмотрении спора о праве собственности на судно, если при этом началась его регистрация, суд может ее приостановить. Обжалование таких решений или определений осуществляется в порядке, установленном ГПК РФ.
В случае приостановления регистрации в Государственный судовой реестр (или реестр маломерных судов) вносится соответствующая запись об этом, установленной Правилами государственной регистрации судов формы.