1. Охрана судоходных ГТС и средств навигационного оборудования на ВВП является необходимой формой деятельности, составляющих один из аспектов обеспечения безопасности на ВВП, причем как безопасности самих ГТС и средств навигационного оборудования в качестве объектов, так и безопасности деятельности по их эксплуатации, что автоматически переносится и на безопасность судоходства. Что касается охранной деятельности на транспорте, то здесь огромный удельный вес в составе нормативного массива имеют акты подзаконного нормотворчества. Охранная деятельность и деятельность по обеспечению безопасности функционирования ГТС и средств навигационного оборудования - это явления онтологически не идентичные. В том смысле, что первое (охрана) функционально и по своим задачам уже второго (безопасности). Охрана вообще соотносится с безопасностью таким образом, что безопасность, помимо иных средств ее достижения и обеспечения, достигается также и путем осуществления охраны объектов. То есть, охрана объектов - это одно из средств обеспечения безопасности. Когда мы ведем речь об охране в узком, собственном смысле слова, то подразумеваем именно охрану объектов. Охранять "деятельность" невозможно. Но безопасность, как состояние защищенности предмета материального мира и (или) определенного вида деятельности, или определенной сферы жизни общества от негативного воздействия социальных (в широком смысле), политических, антропогенных, техногенных и природных факторов, предполагает и систему методов, средств, способов достижения и поддержания этой защищенности. Данные методы, средства, способы, определяются в своей специфике предметом обеспечения безопасности, то есть - спецификой той части материального мира и (или) сферы деятельности людей и их групп, безопасность которой надо обеспечивать. Допустим, разными средствами может осуществляться обеспечение экологической и экономической безопасности, правовой и информационной безопасности. Кроме того, специфика средств обеспечения безопасности обусловливается и степенью подверженности объекта деятельности по обеспечению безопасности воздействию негативных факторов, что всегда определяется согласно условиям места и времени. Допустим, степень подверженности негативному воздействию политических факторов экономической сферы повышается в период изменений в экономических системах, при переходе от одной к другой, а также в период кризисов. Наконец, специфика средств обеспечения безопасности зависит и от уровня развития науки и техники, что касается, прежде всего, технических и иных спецсредств, не самих методов, хотя такие средства и определяют, и даже создают новые методы обеспечения безопасности.
Указанные общие закономерности имеют место быть и в отношении безопасности судоходства и деятельности водного транспорта вообще. Конечно, с учетом специфики данного вида деятельности и с учетом того, что здесь объект, конечно, уже, чем в деятельности по обеспечению, скажем, экономической безопасности. И охрана объектов транспортной инфраструктуры, к каковым и относятся ГТС, средств навигационного оборудования и иные виды объектов обеспечения и содействия деятельности ВВТ, представляет собой один из методов обеспечения безопасности. Правовая основа обеспечения безопасности судоходных ГТС содержится, помимо норм КВВТ РФ и ведомственных нормативных актов, в Федеральном законе от 21.07.97 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", ст.2 которого установлено, что законодательство в данной области состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов РФ.
Безопасности судоходства в целом посвящена отдельная глава КВВТ РФ, недостаток которой в том, что там рассматривается безопасность техническая и экологическая, но ничего не говориться о комплексном подходе к обеспечению данных видов безопасности с иными ее видами, в частности, защищенностью от противоправных посягательств. Тот факт, что в Положении об охране ГТС и средств навигационного оборудования защита от противоправных посягательств на них определена в качестве основной задачи охраны данных объектов, еще не говорит об отсутствии иных методов обеспечения такой безопасности, так как одной только охраны здесь недостаточно. В частности, не помешает оперативное изучение уровней преступности на транспорте и соответствующее прогнозирование на этой основе превентивных мер, а это уже не только и не столько охрана, как именно обеспечение безопасности посредством применения криминологических методов исследования.
2. Охрана судоходных ГТС и средств навигационного оборудования осуществляется подразделениями ведомственной охраны Минтранса РФ, ОВД, и подведомственными МВД организациями на основании Положения об охране судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, утв. постановлением Правительства РФ от 21.11.2005 N 690. Данное положение определяет задачи, формы и порядок охраны ГТС и средств навигационного оборудования. Основной задачей является защита их от противоправных посягательств, которая достигается путем: проведения мер антитеррористического характера (применение соответствующих режимов, ТСО, систем безопасности, создание блок-постов для отражения возможного нападения, использование служб СРС (служебно-розыскные собаки, "сэрээсники", работающие с ними, как говорят в профессиональной среде) для обнаружения взрывных устройств и иные меры); обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов; предупреждения, выявления и пресечения правонарушений; комплексного использования сил и средств Минтранса РФ и правоохранительных органов, а также путем иных мер. Охрана объектов осуществляется в соответствии с планами, которые разрабатываются с учетом оценки уязвимости объектов, размера их площади и места расположения, видимости сооружений, а также с учетом риска возникновения угрозы жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Планы утверждаются органами внутренних дел по согласованию с администрациями бассейнов ВВП. В данном Положении также указывается о круглосуточной охране объектов - ГТС и средств навигационного оборудования, которые включаются в перечни объектов, подлежащих круглосуточной охране. Такой Перечень утвержден приказом Минтранса РФ от 12.12.2006 N 150, в котором такие ГТС и средств навигационного оборудования указываются в табличной форме по схеме: номер в перечне; полное официальное наименование ГТС и средств навигационного оборудования; место их расположения.
Состояние защищенности ГТС и вообще судоходства от проявлений террористической деятельности и иных угроз безопасности ВВТ в целом - вопрос, не полностью урегулированный КВВТ РФ, хотя это и не является прямой его компетенцией. Общие положения на этот счет содержатся в ряде законов и подзаконных актов, а среди последних явно не достает специального конкретизированного акта в отношении безопасности ВВТ в целом - не только отдельных его видов деятельности. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" является основным документом, определяющим принципы, цели и задачи обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается состояние защищенности транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, на всех видах транспорта - в том числе на ВВТ. Но положения указанного закона как по отношению к ВВТ, так и в целом, требуют ряда мер правового, организационного и финансово-экономического характера для их реализации на практике. В части правовой конкретизирующей базы в этом отношении необходимо принятие подзаконного акта, по отношению к объектам инфраструктуры ВВТ, принятие правовых актов относительно организации антитеррористической защищенности объектов ВВТ (здесь не обязательно вносить соответствующие изменения в КВВТ РФ - он не может полностью устанавливать правовые основы всех аспектов безопасности - достаточно принятия федерального закона и конкретизирующих актов), принятие нормативно-правового акта на федеральном уровне, определяющих компетенцию и порядок деятельности администраций бассейнов ВВП в рамках обеспечения транспортной безопасности на ВВТ. Среди организационных мер следует обеспечивать постоянное совершенствование оперативного взаимодействия территориальных органов надзора на ВВТ, администрациями бассейнов ВВП и соответствующих правоохранительных структур, обеспечить постоянную подготовку кадров в области обеспечения транспортной безопасности на ВВТ с учетом его специфики, разработка по каждому бассейну методик изучения и оценки степени защищенности и уязвимости инфраструктуры на ВВТ, разработки схем, планов и групп мероприятий по обеспечению безопасности на объектах этой инфраструктуры. Среди финансово-экономических мероприятий следует, прежде всего, изыскать источник финансирования для внедрения на предприятия ВВТ систем обеспечения безопасности, соответствующих уровню техники - современных систем ИТСО (инженерно-технических средств охраны), систем оповещения и иных.