Министерство здравоохранения Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

ПИСЬМО

от 17 апреля 2015 года N 01И-623/15


О лицензировании медицинской деятельности в образовательных учреждениях



В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") является лицензируемым видом деятельности.

Согласно ст.2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лицензированию подлежит не только медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами в качестве основного вида деятельности, но и медицинская деятельность юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы, осуществляемая наряду с основной (уставной) деятельностью.

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 N 822н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" утверждено Положение об отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях. Положение содержит рекомендуемые штатные нормативы медицинских работников отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Росздравнадзор осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по лицензированию медицинской деятельности медицинских организаций с правом направления предписаний об устранении выявленных нарушений и о привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий.

При этом пунктом 11 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что медицинской организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в установленном порядке. Положения упомянутого Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

В рамках исполнения национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 (IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни), Росздравнадзором разработан и осуществляется с 01.07.2014 мониторинг состояния лицензирования медицинской деятельности в образовательных учреждениях. Контроль за проведением указанного мониторинга возложен на территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.

Органам управления в сфере образования в субъектах Российской Федерации рекомендовано принять меры к исполнению ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Территориальные органы Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации в соответствии с п.7.1.2.1. Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.12.2012 N 1040н, уполномочены осуществлять государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности посредством проведения проверок соблюдения органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность, прав граждан в сфере здравоохранения

В адрес руководителей субъектов Российской Федерации, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах Росздравнадзором направлены письма с анализом ситуации в образовательных учреждениях по вопросу лицензирования медицинской деятельности в медицинских кабинетах школ и детских садов в целях принятия необходимых мер для решения указанной проблемы.

Благодаря совместной деятельности территориальных органов Росздравнадзора с органами управления здравоохранения и образования субъектов Российской Федерации удалось добиться приведения медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствие с лицензионными требованиями и значительного роста количества полученных лицензий на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензии) в образовательных учреждениях.

По данным органов управления образования и здравоохранения в субъектах Российской Федерации, предоставленным в рамках мониторинга, на 01.01.2015 общее количество образовательных учреждений в Российской Федерации составляет 145965, в том числе 72981 дошкольное образовательное учреждение и 72984 общеобразовательных учреждения, из них имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности 60% (88003) образовательных учреждений. Из них в 29.3% случаев (26204 учреждения) лицензии предоставлены непосредственно образовательным учреждениям, в большинстве случаев - в 70.2% (61799) учреждений - медицинским организациям для осуществления медицинской деятельности в медицинских кабинетах по месту нахождения образовательных учреждений.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законодательные меры регулирования взаимодействия заинтересованных ведомств в процессе лицензирования указанной деятельности. Так, Парламентом Кабардино-Балкарской Республики принято решение об обеспечении совместной деятельности Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики с администрациями муниципальных образований по передаче штатных единиц медицинских работников образовательных учреждений учреждениям здравоохранения Республики, оснащению медицинских кабинетов образовательных учреждений в соответствии с требованиями и передаче их на праве безвозмездного пользования медицинским учреждениям. Обязанности по лицензированию медицинских кабинетов образовательных учреждений возложены на медицинские учреждения.

Департаментом образования города Москвы и Департаментом здравоохранения города Москвы издан совместный приказ от 08.07.2014 N 506/623 "О передаче функций медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в медицинские организации государственной системы здравоохранения города Москвы".

Сведения о наличии лицензий на осуществление медицинской деятельности в образовательных учреждениях

N

Федеральный округ

Количество
образовательных
учреждений

Количество
предоставленных
лицензий

Удельный вес,
%

1.

Центральный

30268

27279

90.1

2.

Дальневосточный

9155

5850

63.9

3.

Уральский

11378

7122

62.6

4.

Южный

14876

8923

60

5.

Северо-Западный

13296

7970

59.9

6.

Приволжский

33694

18766

55.7

7.

Сибирский

24521

11292

46

8.

Северо-Кавказский

6239

801

12.8

9.

Крымский

2498

0

0


Как видно из представленной таблицы, наибольшее количество лицензий получено образовательными учреждениями Центрального федерального округа - 27279, что составляет 90.1% от общего количества медицинских учреждений округа. Наибольшее количество образовательных учреждений зарегистрировано в Приволжском округе, однако соответствие условий осуществления медицинской деятельности лицензионным требованиям установлено и подтверждено предоставлением лицензии только в 55.7% учреждений округа.

Крайне низкий процент лицензирования, согласно предоставленным данным, в Северо-Кавказском федеральном округе - 12.8% учреждений получили лицензии. В Крымском федеральном округе - ни одно из 2498 образовательных учреждений не имеет лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Среди субъектов Российской Федерации наибольшее количество медицинских кабинетов признано соответствующими лицензионным требованиям в образовательных учреждениях Московской области: лицензии предоставлены 5729 учреждениям из 6537 (87.6%), при этом все медицинские кабинеты образовательных учреждений переданы в пользование медицинским организациям.

Получили лицензии на осуществление медицинской деятельности все образовательные учреждения Ростовской области: лицензии предоставлены 4816 учреждениям, в том числе 144 лицензии предоставлены непосредственно образовательным учреждениям, 4672 лицензии - медицинским учреждениям по адресу образовательных учреждений; в Новгородской области - всеми 253 функционирующими образовательными учреждениями получены лицензии, в том числе в 144 учреждениях - непосредственно образовательными учреждениями, в 109 учреждениях деятельность осуществляется на основании лицензий, полученных медицинскими организациями.

Наиболее высокий удельный вес учреждений, получивших лицензии от общего количества образовательных учреждений субъекта, регистрируется в Архангельской области - 99.6% (1095 из 1099 учреждений), в Республике Коми - 99% (1535 из 1552), в Амурской области - 98.3% (1162 из 1182), в Ульяновской области - 98% (856 из 874).

Наиболее активно осуществляется лицензирование в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) - лицензии предоставлены на осуществление медицинской деятельности почти 70% (50391) учреждений, в том числе в 41% случаев (20769) - лицензии предоставлены непосредственно ДОУ, в 59% случаев лицензии предоставлены медицинским организациям для осуществления медицинской деятельности в медицинских кабинетах ДОУ.

Среди общеобразовательных учреждений лицензии получены на осуществление медицинской деятельности в 37612 медицинских кабинетах (51.5%).

Основными причинами отсутствия лицензии у образовательных учреждений являются: несоответствие медицинских кабинетов санитарно-эпидемиологическим требованиям, неукомплектованность штатов медицинских работников.

В целом ряде субъектов Российской Федерации в настоящее время осуществляется реорганизация сети образовательных учреждений в форме присоединения, что влечет необходимость переоформления предоставленных лицензий.

Врио руководителя
М.А.Мурашко




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Росздравнадзора
www.roszdravnadzor.ru (сканер-копия)

по состоянию на 21.04.2015

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»