1. Арбитражно-процессуальная правоспособность отличается от гражданской правоспособности.
2. Согласно ст.17 ГК РФ гражданская правоспособность, иначе способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами, возникает в момент рождения человека и прекращается его смертью. Правоспособность же юридического лица возникает в момент его создания - со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (п.8 ст.51 ГК РФ) и прекращается в момент завершения его ликвидации - после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (п.9 ст.63 ГК РФ).
3. Арбитражно-процессуальная правоспособность гражданина может прекратиться в связи с его смертью, а юридического лица - в связи с его ликвидацией, по общему правилу она начинается и завершается вместе с началом и окончанием самого арбитражного процесса.
4. Для того чтобы лицо стало носителем арбитражно-процессуальной правоспособности, необходимо наличие юридического факта, возбудившего (ознаменовавшего начало) арбитражный процесс. Иначе нельзя говорить о наличии арбитражно-процессуальных правоотношений, в отрыве от которых арбитражно-процессуального статуса, думается, вообще существовать не может. Трудно себе представить лицо, у которого есть возможность, к примеру, представить доказательство, заявить отвод, ходатайство и т.п., когда арбитражного процесса нет, в связи с тем, что заявления в арбитражный суд не поступало или же оно разрешено, а решение по делу вступило в законную силу.
5. С момента рождения у гражданина появляется лишь способность иметь предусмотренное ст.4 АПК РФ право обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
6. Эти же правила, касающиеся момента начала и окончания арбитражно-процессуальной правоспособности, распространяются и на юридических лиц. Их гражданско-процессуальная правоспособность начинается с момента государственной регистрации и завершается с момента их ликвидации либо реорганизации, лишь в части обращения этих организаций в суд в порядке ст.4 АПК РФ.