1. Возможность единоличного рассмотрения судьей арбитражных дел позволяет значительно повысить оперативность разрешения споров и снизить судебные издержки.
________________
См.: Некоторые вопросы судебной практики по применению законов Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации", "О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации", а также практики единоличного рассмотрения в судах гражданских дел: Обзор судебной практики // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1993. N 6. С.10.
2. Несоблюдение требования коллегиального рассмотрения указанных в к.с. дел в арбитражных судах первой инстанции является нарушением процессуального права, влекущим отмену судебного решения (подп.1 п.4 ст.270 АПК РФ).
3. Гарантии коллегиального принятия решения.
- при рассмотрении дела и принятии решения арбитражные заседатели пользуются правами и несут обязанности наравне с профессиональными судьями;
- все судьи в РФ обладают единым статусом (ст.2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации");
- все вопросы, стоящие перед судом, решаются простым большинством голосов. Никто не вправе воздержаться;
- председательствующий высказывает свое мнение последним;
- судья или арбитражный заседатель, оставшийся при особом мнении, вправе изложить его письменно. Тем не менее, он все равно обязан подписать решение, которое провозглашается от имени всего состава суда. Особое же мнение подшивается в дело, но не оглашается (ст.20 АПК РФ).
4. Примером дел, которые не могут быть рассмотрены с участием арбитражных заседателей являются дела о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных п.2 ст.61 ГК РФ. Согласно названной норме права юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Эти дела возникают из публичных правоотношений, поэтому с участием арбитражных заседателей не рассматриваются в силу абз.2 ч.3 к.с.
________________
См.: О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2004 года N 82 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2004. N 10.
5. Согласно ст.8. Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. Участие арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.
6. Рассмотрение дел с участием арбитражных заседателей должно производиться во всех регионах нашей страны.
7. Состав суда с участием арбитражных заседателей формируется следующим образом. Если по правилам, установленным в части 1 к.с. дело может быть рассмотрено судьей единолично, то в состав суда входят один профессиональный судья и два арбитражных заседателя. Председательствующим в судебном заседании является профессиональный судья.
8. Необходимо неукоснительно соблюдать требования закона о равенстве прав председательствующего и арбитражных заседателей в судебном заседании при решении всех вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела и постановления судебного решения. В целях полного осуществления указанных прав и повышения активности арбитражных заседателей в судебном разбирательстве надлежит создавать им условия для заблаговременного изучения материалов дел и соответствующего законодательства.
________________
По аналогии с толкованием гражданско-процессуального института. См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 года N 15 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С.284.
9. В ходе судебного заседания арбитражные заседатели вправе и обязаны принимать активное участие в исследовании собранных по делу доказательств; при необходимости ставить вопрос об истребовании новых доказательств, участвовать в разрешении ходатайств и заявлений, решать совместно с председательствующим другие возникающие по делу вопросы.
10. Рассмотрение дел единолично судьей не противоречит положениям главы 7 Конституции РФ, в которой закреплены основные положения, касающиеся российской судебной системы.
________________
См.: По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И.Г.Черновой: Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 года N 86-О // Собр.законодательства РФ. - 1998. N 34. Ст.4368.
11. Несостоятельность (банкротство), о которых идет речь в настоящей статье, - это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)").
12. В АПК РФ законодателем очерчены границы статуса специализированного арбитражного суда. Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 422-ФЗ дополнены статьи, регулирующие вопросы, связанные с составом арбитражного суда, рассматривающего гражданское дело, специальной подведомственностью и подсудностью Суда по интеллектуальным правам. В этой связи, ч.2 к.с. дополнена новым пунктом. Тем самым законодатель закрепил требование рассмотрения и разрешения дел, относящихся к подсудности Суда по интеллектуальным правам, коллегиальным составом суда - составом, состоящим из трех профессиональных судей.
13. См. также комментарий ст.ст.20, 27-33, 41, 135, 167, 270, 310 АПК РФ.