Разработка средств оценки квалификации имеет итерационный характер, но в целом соблюдается следующая последовательность этапов.
Этап 1. Выбор предмета оценивания. Предмет оценивания (освоение квалификации) декомпозируется до компетенций. Целесообразно разрабатывать комплексные задания, проверяющие группу связанных компетенций (профессиональных (профессионально-специализированных) и общих (общекультурных, универсальных). Декомпозиция предмета оценивания до умений, знаний возможна в случае, когда этого требует специфика квалификации и (или) необходим допуск к основным квалификационным испытаниям*.
_______________
* Наиболее распространенный и понятный пример - экзамены в автошколе.
Этап 2. Выбор объекта оценивания. На этом этапе необходимо определить объект(ы) оценивания для каждой компетенции или группы компетенций. Объектами оценки могут служить продукт деятельности, процесс деятельности, продукт и процесс одновременно.
Процесс оценивается, когда:
- необходимо проверить и оценить правильность применения инструментов, оборудования, соблюдение правил техники безопасности и т.д.;
- значим временной фактор (необходим хронометраж);
- продукт (результаты) выполнения трудовых функций имеют отсроченный характер и (или) оцениваются сложней, чем процесс.
Продукт деятельности оценивается, когда:
- не важно, каким образом получен продукт, какие использованы методы (технологии);
- сложно обеспечить процедуру наблюдения за процессом (например, осуществляется умственная деятельность или процесс выполняется длительное время).
Продукт деятельности может представляться готовым или создаваться "здесь и сейчас". Последнее обеспечивает самостоятельность выполнения работы, но невозможно, если она занимает длительное время. В этом случае при необходимости оценка продукта деятельности может быть дополнена защитой (обоснованием).
Решение об оценке квалификации на основе оценки только продуктов деятельности, только процесса деятельности или необходимости оценки и продуктов, и процесса деятельности необходимо принимать с учетом специфики той или иной профессиональной деятельности, описанной в профессиональных стандартах преимущественно на уровне умений.
Конкретными объектами оценки могут выступать изготовленные продукты и (или) процесс деятельности, а также документированные подтверждения результатов выполнения соответствующей деятельности (портфолио документов). Портфолио документов чаще всего не может быть единственной формой доказательства освоения квалификации, использоваться для оценки освоения всех компетенций. Обычно портфолио дополняется выполнением какого-либо задания на экзамене.
Этап 3. Определение ресурсного обеспечения оценивания. На этом этапе необходимо определить:
- какое время необходимо для выполнения деятельности;
- где она должна выполняться (можно ли/целесообразно ли продемонстрировать деятельность в модельных, имитационных условиях или необходимы реальные условия);
- какими средствами (на каком оборудовании, какими материалами и т.д.) должен/может пользоваться экзаменуемый.
Этап 4. Выбор методов и разработка процедуры оценивания. Методы оценивания достаточно разнообразны:
- выполнение практического задания на экзамене, в том числе разработка и защита проекта (модели, подхода, решения и т.п.);
- анализ случая (кейс-стади) на экзамене;
- анализ портфолио документов, в том числе резюме (CV) и (или) собеседование по документам;
- анализ видеозаписи выполнения работ (фрагментов работ) и (или) собеседование по работам, защита проекта.
Методы оценивания необходимо выбирать так, чтобы их совокупность обеспечивала соответствие процедуры принципам оценивания (п.6.1). Также важно обеспечить оптимальную ресурсоемкость процедуры (см. этап 3).
Таким образом, на данном этапе необходимо:
- продумать организацию экзамена: наличие этапов и их длительность, состав и последовательность выполнения заданий и их составляющих (подготовка/выполнение задания, ответ/защита/собеседование и т.д.);