Действующий

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов

Шаг 7. Учет ПС при разработке фонда оценочных средств (системы оценки)


Освоение программы ВО, в том числе отдельной части или всего объема дисциплины (модуля), сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация обучающихся - оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ). Формы, система оценивания, порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся, а также периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются локальными нормативными актами организации.

Освоение программ ВО завершается итоговой (государственной итоговой) аттестацией, которая является обязательной.

На данном шаге заполняется основная таблица 15 для результатов обучения по программе в целом и разрабатывается первая часть фонда оценочных средств.

Фонд оценочных средств состоит из трех частей:

- оценочные средства для итоговой аттестации; оценочные средства промежуточной аттестации для проведения экзаменов и зачетов по дисциплинам (модулям), практикам;

- оценочные средства текущего контроля (материалы преподавателя для проверки освоения обучающимися учебного материала, включая входной контроль);

- контроль на практических занятиях, при выполнении лабораторных работ, заданий учебной, производственной практики и т.п.

Оценивание компетенций, составляющих вид деятельности, подразумевает констатацию способности обучающихся применять знания и умения, осуществлять необходимые действия на рабочем месте, которые ведут к получению определенного результата (продукта) деятельности или являются содержательным наполнением процесса трудовой (профессиональной) деятельности. Важно провести интегральную, комплексную оценку компетенций, а не отдельных умений и знаний, их составляющих.

Таким образом, показатель оценки компетенций представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Показатели отвечают на вопрос, что является свидетельством качества процесса или результата деятельности. Корректно сформулированные показатели оценки результата являются основой для разработки оценочных средств к итоговой аттестации. В процессе оценивания компетенций необходимо предусматривать комплексные показатели, исключающие механическое сложение результатов оценки отдельных знаний или умений. Компетенция не сводится к отдельному умению или знанию, а следовательно, и показатели ее сформированности должны носить комплексный характер.

Показатели усвоения знаний могут быть сформулированы через описание действий, отражающих работу с информацией, выполнение различных мыслительных операций: воспроизведение, понимание, анализ, сравнение, оценка и др. Показатели можно формулировать, используя уровневую классификацию освоения знаний: "знание", "понимание", "применение", "анализ", "синтез", "оценка".

Показатели освоения умений, практического опыта содержат характеристику видов работ, выполненных обучающимся во время практики, критерии - указание на их объем и (или) качество выполнения в соответствии с технологией и(или) требованиями организации, в которой проходила практика. Этот раздел обеспечивает обоснованность выбора баз практик и содержание заданий для обучающихся.