Действующий

Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов

Таблица 3

     

Сопоставление описания квалификации в профессиональном стандарте с требованиями к результатам подготовки по ФГОС СПО

Профессиональный стандарт

ФГОС СПО

Выводы

Обобщенная трудовая функция (ОТФ) или трудовая функция (ТФ) соответствующего уровня квалификации

Вид деятельности (ВД)

Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия

Профессиональные компетенции по ВД

Трудовые функции или трудовые действия

Практический опыт по ВД

Умения, другие характеристики трудовых функций

Общие компетенции (ОК)


Кроме профессиональных компетенций по видам деятельности в качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции. Соответствующий им элемент в профессиональных стандартах отсутствует, поскольку в них изначально зафиксирован уровень образования, необходимый для выполнения ОТФ и ТФ, что, в свою очередь, подразумевает наличие у выпускника общих компетенций, соответствующих этому уровню. В то же время по каждой трудовой функции в профессиональном стандарте, кроме трудовых действий, умений и знаний, могут быть приведены дополнительные характеристики, которые в ряде случаев можно использовать для дополнения перечня общих компетенций. Полезным для этого также может оказаться анализ умений, поскольку именно они в профессиональном стандарте, как правило, содержат требования к соблюдению промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, профессиональной этики, владения иностранными языками и т.д.

При разработке программ профессиональной переподготовки для лиц, имеющих или получающих ВО, содержание таблицы несколько меняется (таблица 4).