В комментируемой статье определен перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях. В отношении позиций данного перечня необходимо отметить следующее.
Принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах (п.1).
Данное полномочие основано на положении п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ, относящем законодательство о недрах к предметам совместного ведения России и ее субъектов, и согласуется с нормой ч.1 ст.1 комментируемого Закона, относящей к актам законодательства РФ о недрах законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые в соответствии с данным Законом. О видах нормативных правовых актов субъектов РФ см. коммент. к ст.1_1 Закона.
Участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы России (п.2).
К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ отнесено лишь участие в разработке и реализации указанных государственных программ, поскольку согласно п.2 ч.1 ст.3 комментируемого Закона разработка и реализация федеральных программ, посредством разработки и реализации которых осуществляются определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы, относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы (п.3).
Положениями подп.43 п.2 ст.26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в прежней редакции (т.е. в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ) разработка и реализация указанных программ предусматривались в качестве полномочия органов государственной власти субъекта РФ по установлению порядка пользования и распоряжения участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также участками недр местного значения, используемых для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
________________
СЗ РФ, 2006, N 1, ст.10.
Создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов (п.4).
При рассмотрении данного полномочия следует отметить, что создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств в соответствии с п.4 ч.1 ст.3 комментируемого Закона отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования.
Участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (п.5).
Речь идет об участии в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения. В отношении же государственной экспертизы информации об указанных участках недр органы государственной власти субъектов РФ согласно п.14_1 комментируемой статьи наделены полномочиями по ее проведению, а не участию в ней.
Составление и ведение (до внесения Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 228-ФЗ изменения говорилось только о составлении) территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых (то, что речь идет именно об общераспространенных полезных ископаемых, уточнено дополнением, внесенным Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 364-ФЗ) и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п.6).
Согласно ч.2 ст.31 комментируемого Закона постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых в соответствии со ст.32 данного Закона составляются и ведутся федеральным органом управления государственным фондом недр на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Распоряжение совместно с Россией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Россией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения (до внесения Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 364-ФЗ изменения говорилось о выделении таких участков, а не о предоставлении права пользования ими) (п.7).
В Постановлениях КС России от 9 января 1998 года N 1-П и от 7 июня 2000 года N 10-П выражен ряд правовых позиций по вопросам собственности на землю и другие природные ресурсы в России, порядка ее разграничения и регулирования. О данных правовых позициях см. коммент. к ст.1_2 Закона.
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами (п.7_1).
Данный пункт введен Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 364-ФЗ, которым одновременно часть 1 ст.3 комментируемого Закона дополнена пунктами 6_2 и 6_3, относящими к полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования: согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, или отказ в согласовании указанных перечней; установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов РФ, или отказа в согласовании указанных перечней.
Согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (п.8_1).
Этот пункт введен Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 228-ФЗ. В соответствии с ч.3 ст.23_2 комментируемого Закона порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством РФ по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Установление порядка пользования участками недр местного значения (п.9).
Данный пункт изложен полностью в новой редакции Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 364-ФЗ. В прежней редакции пункта говорилось о полномочии по установлению порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения. Этим же Законом признан утратившим силу пункт 3 ст.5 комментируемого Закона, относивший к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения.
Защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами (п.10).
В соответствии с п.13 ч.1 ст.3 комментируемого Закона защита прав пользователей недр и интересов граждан относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти. Как говорилось в комментарии к указанной статье, согласно п."в" ст.71 Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина относится к предметам исключительного ведения России, однако в соответствии с п."б" ч.1 ст.72 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении России и ее субъектов. К этому следует добавить, что последнее из указанных конституционных положений относит к предметам совместного ведения России и ее субъектов также защиту прав национальных меньшинств.
Участие субъектов РФ в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр (п.12).
В пункте 6 ст.2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" (в ред. Федерального закона от 7 января 1999 года N 19-ФЗ) также как и в данном пункте предусмотрено, что в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр на своих территориях.
________________