Комментируемая статья определяет исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования. Первые две позиции данного перечня - участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование (п.1) и развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности (п.2) - представляются имеющими довольно декларативный характер.
Две другие позиции перечня имеют достаточно конкретное содержание: приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений ст.18 комментируемого Закона, т.е. в случае нарушения порядка разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (п.4); контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (п.5).
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ признан утратившим силу пункт 6, предусматривавший такое полномочие, как введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде, а Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 364-ФЗ - пункт 3, предусматривавший такое полномочие, как предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения.
Установление порядка пользования участками недр местного значения в соответствии с п.9 ст.4 комментируемого Закона относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, который согласно его преамбуле в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в России, определяет государственные гарантии его осуществления, прямо не указывает на полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования, в т.ч. на полномочия, перечисленные в комментируемой статье. Об отдельных таких полномочиях говорилось в положениях подп.12 п.2 ст.6 ранее действовавшего Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также положениях п.14 и 16 ст.60 и п.13 и 15 ст.71 ранее действовавшего Закона РСФСР от 6 июля 1991 года N 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" (название в ред. Закона РФ от 22 октября 1992 года N 3703-1).
________________
СЗ РФ, 1995, N 35, ст.3506.
Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, N 29, ст.1010; Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 46, ст.2618.
В части 3 ст.1_1 комментируемого Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий. Как говорилось в комментарии к указанной статье, издаваемые в рамках таких полномочий муниципальные правовые акты в силу нормы ч.1 ст.1 данного Закона к актам законодательства РФ о недрах не относятся.