1. Часть 1 комментируемой статьи определяет основу законодательства РФ о недрах, а также структуру системы нормативных правовых актов, составляющих данную отрасль законодательства. При этом понятие "законодательство" использовано в широком его смысле, т.е. охватывающем не только непосредственно законодательные, но и иные нормативные правовые акты.
Согласно части 1 комментируемой статьи законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ. Данное положение не только воспроизводит один из таких элементов основ конституционного строя, закрепленного в ч.2 ст.4 Конституции РФ, как верховенство данной Конституции на всей территории России. Как представляется, в рассматриваемом положении ч.1 комментируемой статьи подчеркивается комплексный характер законодательства РФ о недрах - самостоятельной отрасли законодательства РФ, не являющейся подотраслью других законодательных отраслей.
Среди конституционных положений, на которых основывается законодательство РФ о недрах, следует назвать, прежде всего, следующие: земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч.1 ст.9); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч.2 ст.36); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36); вопросы владения, пользования и распоряжения недрами, разграничение государственной собственности, природопользование и законодательство о недрах находятся в совместном ведении России и ее субъектов (п."в", "г", "д" и "к" ч.1 ст.72).
Именно на основании положения п."к" ч.1 ст.72 Конституции РФ, относящего законодательство о недрах к предметам совместного ведения России и ее субъектов, основано определение в ч.1 комментируемой статьи двухуровневой структуры системы нормативных правовых актов, составляющих данную отрасль законодательства: 1) комментируемый Закон и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 2) принимаемые в соответствии с комментируемым Законом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Иными нормативными правовыми актами федерального уровня, нежели федеральные законы, являются указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Издание Президентом РФ указов, как и распоряжений, предусмотрено частью 1 ст.90 Конституции РФ. Согласно части 2 указанной статьи указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории России. Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этом у следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.
Правительство РФ, как установлено в ч.1 ст.115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч.3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 года N 3-ФКЗ) установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
________________
СЗ РФ, 1997, N 51, ст.5712; 1998, N 1, ст.1.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 года N 418), издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции. Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации утверждены Приказом Минюста России от 4 мая 2007 года N 88.
________________
СЗ РФ, 1997, N 33, ст.3895; 2006, N 29, ст.3251.
РГ, 2007, 24 мая, N 108.
О нормативных правовых актах субъектов РФ см. коммент. к ст.1_1 Закона.
2. В соответствии с ч.2 комментируемой статьи комментируемый Закон действует на всей территории России. Данное положение основано на норме ч.2 ст.4 Конституции РФ, согласно которой данная Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. Как установлено в ч.1 ст.67 Конституции РФ, территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Статус и правовой режим внутренних морских вод, территориального моря и прилежащей зоны России устанавливает Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", что и закреплено в его преамбуле. О понятиях внутренних вод и территориального моря России см. коммент. к ст.2_1 Закона.
________________
СЗ РФ, 1998, N 31, ст.3833.
Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что комментируемый Закон также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе России в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права. Статус континентального шельфа России, суверенные права и юрисдикцию России на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России определяет Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", что закреплено в его преамбуле. Там же предусмотрено, что вопросы, относящиеся к континентальному шельфу России и деятельности на нем, не предусмотренные названным Законом, регулируются другими федеральными законами, применимыми к континентальному шельфу России. О понятии континентального шельфа России см. комментарий к ст.2_1 Закона.
________________
СЗ РФ, 1995, N 49, ст.4694.
В части 2 ст.67 Конституции РФ установлено, что Россия обладает суверенными правами и осуществляет в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права, юрисдикцию не только на континентальном шельфе России, но и в исключительной экономической зоне России. Статус исключительной экономической зоны России, суверенные права и юрисдикцию России в ее исключительной экономической зоне и их осуществление в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России определяет Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", что закреплено в его преамбуле.
________________
СЗ РФ, 1998, N 51, ст.6273.
Подпункт 2 п.1 ст.5 Федерального закона "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" прямо предусматривает, что геологическое изучение, поиск, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр производятся в соответствии с комментируемым Законом, Федеральным законом "О континентальном шельфе Российской Федерации", другими федеральными законами, применимыми к исключительной экономической зоне и деятельности в ней. В связи с этим не вполне понятна причина, по которой в ч.2 комментируемой статьи не указано на то, что комментируемый Закон также регулирует отношения недропользования в исключительной экономической зоне России.
Следует обратить внимание на то, что в ч.2 комментируемой статьи говорится о регулировании отношений недропользования на континентальном шельфе России не только федеральными законодательными актами о континентальном шельфе, но и нормами международного права. Однако, такая формулировка, как и то, что о нормах международного права говорится только в данной норме комментируемой статьи, представляется не вполне удачным, поскольку часть 4 ст.15 Конституции РФ прямо закрепляет, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы; если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Последнее из приведенных конституционных положений воспроизведено в ст.52 комментируемого Закона, но в полной мере положения ч.4 ст.15 Конституции РФ в данном Законе не воспроизведены. Об общепризнанных принципах и нормах международного права, а также о международных договорах России см. коммент. к ст.52 Закона.
3-4. В части 3 комментируемой статьи установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить комментируемому Закону. Данная норма применительно к регулированию отношений недропользования воспроизводит положение ч.5 ст.76 Конституции РФ, согласно которому законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения России и по предметам совместного ведения России и ее субъектов.
В соответствии с ч.4 комментируемой статьи в случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют комментируемый Закон и иные федеральные законы. Данная норма основана на другом положении ч.5 ст.76 Конституции РФ, устанавливающем, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон.
Необходимо подчеркнуть, что нормы ч.3 и 4 комментируемой статьи закреплены с учетом того, что недропользование отнесено к совместному ведению России и ее субъектов. В случае, если имеются противоречия между нормативным правовым актом субъекта РФ, принятым по вопросам, относящимся к ведению субъекта РФ, и федеральным законом, то в силу ч.6 ст.76 Конституции РФ подлежит применению нормативный правовой акт субъекта РФ. Соответствующие разъяснения о применении ч.5 и 6 ст.76 Конституции РФ даны в п.4 Постановления Пленума ВС России от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".