Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 12. Ограничения, связанные с депутатской деятельностью

1. Настоящей статьей устанавливаются ограничения, связанные с депутатской деятельностью.

Пунктом 1 комментируемой статьи установлены общие ограничения, согласно которым в течение срока своих полномочий депутат не может:

а) быть:

- депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

- членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

- судьей;

б) замещать:

- иные государственные должности РФ;

- иные государственные должности субъекта РФ;

- должности федеральной государственной службы;

- должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

- муниципальные должности;

- должности муниципальной службы.

Следует обратить внимание, что на уровне субъектов РФ установленный перечень ограничений не может быть расширен. Возможность исключения из общего правила возникает только в случае прямого указания на это в федеральном законе. На сегодняшний день, каких-либо иных дополнительных положений, регулирующих ограничения, связанные с осуществлением депутатской деятельности, федеральные законы не содержат.

Ограничения, установленные комментируемым пунктом, основаны на принципе разделения властей, предполагающем самостоятельность и обособленность органов государственной власти, позволяют обеспечить независимость законодательной (представительной) власти от иных ее ветвей. Кроме того, запрет совмещения осуществления депутатской деятельности на разных уровнях позволяет обеспечить самостоятельность субъектов РФ в осуществлении государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий федеральных органов государственной власти по предметам совместного ведения, вне пределов ведения и полномочий органов местного самоуправления.

2. Положения пунктов 1.1-1.4 комментируемой статьи устанавливают ограничения права депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ изменять свою партийную принадлежность.

Указанные нормы устанавливают механизмы деятельности депутатских объединений (фракций) в законодательных органах регионального уровня.

В частности, устанавливается запрет на выход депутата, избранного в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе субъекта РФ из фракции, включающей в себя всех депутатов, избранных в составе соответствующего списка кандидатов. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран.

Депутат, избранный по одномандатному или многомандатному избирательному округу и входящий во фракцию, или депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, прекратившей свою деятельность в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, и входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, прекратившей свою деятельность в связи с ее ликвидацией или реорганизацией, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Несоблюдение указанных требований, а также запрета для лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, их супругов и несовершеннолетних детей открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, влечет за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

Данные нормы призваны:

- исключить возможность использовать политические партии в качестве "трамплина" для получения депутатского мандата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- обеспечить стабильность в деятельности депутатского объединения (фракции).

3. Пунктом 2 комментируемой статьи устанавливаются ограничения для депутатов, осуществляющих депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.

Так, в случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Понятие преподавательской деятельности в законодательстве РФ не раскрывается. Однако можно предположить, что под преподавательской деятельностью понимается деятельность, связанная с преподаванием в образовательных учреждениях различного типа, организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Согласно ст.2 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды, прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.