1. Настоящей статьей регулируется порядок установления гарантий депутатской деятельности, а также вопросы неприкосновенности депутатов.
Пунктом 1 комментируемой статьи установление гарантий депутатской деятельности отнесено к компетенции субъектов РФ.
В частности, законодательством субъектов РФ устанавливаются следующие основные гарантии депутатской деятельности:
- право на внесение депутатского запроса (например, см. Закон Архангельской области от 29 ноября 1995 года N 22-18-ОЗ "О статусе депутата Архангельского областного Собрания депутатов");
- право депутата на прием в первоочередном порядке должностными лицами по вопросам своей депутатской деятельности (например, см. Закон Пензенской области от 28 июня 2005 года N 829-ЗПО "О статусе депутата Законодательного Собрания Пензенской области");
- право депутата на получение и распространение информации (например, см. Закон Калужской области от 28 марта 2011 года N 124-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Калужской области");
- обязанность должностных лиц по рассмотрению обращений депутата (например, см. Закон Волгоградской области от 8 ноября 1994 года N 12-ОД "О статусе депутата Волгоградской областной Думы");
- право на обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом его полномочий (например, см. Закон Хабаровского края от 27 ноября 1996 года N 86 "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края");
- право на ежегодный оплачиваемый отпуск депутата (например, см. Закон Орловской области от 18 января 1997 года N 21-ОЗ "О статусе депутата Орловского областного Совета народных депутатов");
- право на предоставление депутату служебного помещения (например, см. Закон г.Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата московской городской Думы");
- право пользоваться средствами связи (например, см. Областной закон Ростовской области от 8 июня 1994 года N 1-ЗС "О статусе депутата Законодательного Собрания Ростовской области");
- право на транспортное обслуживание депутата (например, см. Закон Амурской области от 27 февраля 1995 года N 3-ОЗ "О статусе депутата Законодательного Собрания Амурской области");
- гарантии обеспечения деятельности депутата при переезде к новому месту работы (например, см. Конституционный закон Чеченской Республики от 2 декабря 2008 года N 3-РКЗ "О статусе депутата Парламента Чеченской Республики") и др.
2. В соответствии с п.2 комментируемой статьи в случае привлечения депутата к уголовной или административной ответственности, его задержания, ареста, обыска, допроса, совершения иных уголовно-процессуальных или административно-процессуальных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутата, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи и принадлежащих ему документов, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в занимаемых им жилом и служебном помещениях применяется особый порядок производства по уголовным или административным делам, установленный гл.52 УПК РФ и ст.1.4 КоАП РФ.
Как указано в постановлении КС РФ от 12 апреля 2002 года N 9-П федеральный законодатель, закрепляя принцип неприкосновенности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, не может освобождать их от уголовной и от административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, но вправе предусмотреть особые условия привлечения их к такой ответственности. Конкретный объем неприкосновенности, обеспечивающий недопустимость преследования депутата именно в связи с его депутатской деятельностью и в целях оказания влияния на нее, должен быть определен федеральным законодателем с соблюдением требований Конституции РФ.
Федеральный законодатель может установить для депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ лишь такие дополнительные процессуальные гарантии, которые, не исключая уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, предусматривали бы обусловленное предназначением института парламентской неприкосновенности определенное усложнение соответствующих процедур, с тем, чтобы обеспечить юридически целесообразную дифференциацию процессуальных механизмов в сфере уголовной и административной ответственности, не нарушая, однако, ее общих принципов, установленных федеральным законодательством на основе Конституции РФ. В частности, эти процедуры применительно к случаям привлечения депутатов к уголовной и к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за действия, не связанные с осуществлением ими своих полномочий, могут предполагать участие прокурора вышестоящего уровня в принятии решения и обязательность согласия суда на проведение соответствующих процессуальных действий.
В частности, в соответствии со ст.448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ.
Следует отметить, что ст.1.4 КоАП РФ содержит отсылочную норму, устанавливающую, что особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. При этом конкретные нормы в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ не установлены.
3. Пунктом 3 комментируемой статьи установлен запрет на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом (УК РФ и КоАП РФ).
Данная норма была предметом рассмотрения КС РФ. Как указано в постановлении КС РФ от 12 апреля 2002 года N 9-П неприкосновенность депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ непосредственно в Конституции РФ не предусмотрена, что, однако, не означает невозможность установления законом для депутата определенных личных гарантий, обусловленных его статусом.
В соответствии с ч.1 ст.1, ч.1, 2, 3 ст.3, ч.3 ст.5, ст.ст.10, 11, 66, 72, 73, ч.1 ст.77, ст.134 и 136 Конституции РФ в РФ как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления парламенты субъектов РФ являются органами народного представительства, выразителями интересов и воли народа субъекта РФ, осуществляющими законодательную власть; особым положением парламента и его функциями, как законодательного (представительного) органа государственной власти, обусловлены его самостоятельность в системе разделения властей и независимость его членов от чьих бы то ни было указаний; депутаты связаны лишь Конституцией РФ и своей совестью (так называемый принцип свободного мандата).
Из этого вытекает необходимость специальных гарантий беспрепятственного осуществления парламентариями своих полномочий. К числу таких гарантий, обусловленных природой парламента и депутатского мандата, характером выполняемых задач, относится публично-правовой институт парламентской неприкосновенности, призванный оградить депутата от неправомерного вмешательства в его деятельность по осуществлению мандата, в том числе со стороны органов исполнительной власти, от попыток оказать на него давление путем привлечения или угрозы привлечения к уголовной или административной ответственности. Вместе с тем неприкосновенность не может рассматриваться как личная привилегия депутата, освобождающая его от ответственности за совершенные уголовные и административные правонарушения.
Парламентская неприкосновенность предполагает надлежащую защиту депутата при осуществлении им собственно депутатской деятельности (реализации депутатских прав, выполнении депутатских обязанностей), чем обусловлен общепризнанный в правовом государстве принцип, согласно которому депутат не несет ответственности за действия по осуществлению мандата, в том числе по истечении срока полномочий. Во всяком случае депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, за выступления в парламенте и позицию, выраженную при голосовании, за разработку и представление инициативных документов, необходимые контакты с государственными органами и их должностными лицами, а также за другие действия, обусловленные статусом депутата. При этом в силу общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом неприкосновенность не может служить основанием освобождения от ответственности за публичные оскорбления, клевету и другие подобные им несовместимые с предназначением данного института и со статусом депутата правонарушающие деяния, предусматриваемые федеральным законом.