Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 6. Право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Комментируемой статьей регулируются вопросы, связанные с установлением и реализации права законодательной инициативы.

Законодательной инициативой является закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона либо внести соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение либо законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя

________________

URL: http://www.lawrf.ru/content/pravo-zakonodatelnoj-iniciativy/.


Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливается круг субъектов, наделяемых правом законодательной инициативы.

Как видно, законодатель регулирует вопрос о круге субъектов законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ на основе императивного и диспозитивного методов.

________________

Хабибуллина Г. Субъекты права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере республик в составе РФ) // URL: http://www.kazanfed.ru/publications/kazanfederalist/n9/4.


В частности, правом законодательной инициативы обязаны быть наделены:

- депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

- высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

- представительные органы местного самоуправления.

Кроме того, конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено:

а) иным органам. Данная группа представляет наибольший интерес. Как показывает сравнительно-правовой анализ ряда конституций республик, обновленных после 1999 года, в разряд "иных органов" включаются как государственные органы РФ и соответствующие республики в составе РФ, так и структурные подразделения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Например, к "иным органам" субъектами РФ могут быть отнесены:

________________

Там же.


- фракции, иные депутатские объединения в законодательном (представительном) органе (г.Москва, Московская области, г.Санкт-Петербург);

- комитеты и комиссии законодательного (представительного) органа (Алтайский край);

- прокуратура (прокурор) субъекта РФ (Архангельская область, Алтайский край, Приморский край, Пензенская область, Калининградская область, Свердловская область, Красноярский край);

- избирательная комиссия субъекта РФ (Московская область, Архангельская область, Приморский край, Тюменская область, Красноярский край, Саратовская область);

- контрольно-счетный орган субъекта РФ (Московская область, Тюменская область);

- верховный (областной, краевой) суд субъекта РФ (Архангельская область, Алтайский край, Приморский край, Пензенская область, Тюменская область, Свердловская область, Саратовская область);

- арбитражный суд субъекта РФ (Архангельская область, Алтайский край, Приморский край, Пензенская область, Тюменская область, Свердловская область, Саратовская область);

- конституционный (уставной) суд субъекта РФ (Свердловская область, Воронежская область);

- территориальное управление Министерства юстиции РФ (Хабаровский край, Тюменская область, Волгоградская область);

- территориальный орган управления Министерства РФ по налогам и сборам (Волгоградская область);

- уполномоченный по правам человека в субъекте РФ (Архангельская область, Алтайский край, Приморский край, Саратовская область);

- уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ (Саратовская область);