1. Рассматриваемой статьей устанавливается порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нормативных правовых актов.
Пунктами 1-3 комментируемой статьи установлен порядок принятия нормативных правовых актов различных видов.
Особое место среди нормативных правовых актов субъекта РФ выделяется конституции (уставу) субъекта РФ. Данный нормативный правовой акт субъекта РФ является основополагающим, устанавливающим основы конституционно-правового статуса субъекта РФ, основные принципы осуществления государственной власти в субъекте РФ.
Учитывая важность указанного нормативного правового акта, законодателем установлено, что конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. Следует отметить, что субъект РФ вправе устанавливать более жесткие требования к принятию конституции (устава) субъекта РФ.
Кроме того, установление более строгих требований к принятию конституции (устава) субъекта РФ исключает возможность изменения данного нормативного правового акта в угоду определенным политическим силам.
Законы субъекта РФ по общему правилу принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено комментируемым Законом.
Под установленным числом депутатов понимается число депутатов, установленное конституцией (уставом) субъекта РФ.
В отличие от законодательных актов субъекта РФ, принимаемых определенным количеством голосов от установленного числа депутатов, постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено комментируемым Законом. Например, в соответствии со ст.18 комментируемого Закона решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о наделении гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), оформляемое постановлением, считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов законодательного (представительного) органа.
Под числом избранных депутатов понимается число депутатов, избранных в состав законодательного (представительного) органа на прямых выборах.
2. В соответствии с п.4 комментируемой статьи проект закона субъекта РФ должен рассматриваться законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ не менее чем в двух чтениях.
Как правило, при рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, его актуальности и практической значимости. По результатам обсуждения законопроекта законодательный (представительный) орган может:
- принять или одобрить законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок;
- принять или одобрить закон во втором чтении, в первом и втором чтении одновременно;
- отклонить законопроект.
Кроме того, предусматривается, что решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Именно в постановлении отражается факт принятия законопроекта (в первом чтении), закона, факт отклонения законопроекта.
Следует отметить, что субъектами РФ может предусматриваться еще одна стадия рассмотрения законопроекта - принятие законопроекта к рассмотрению. Данная стадия призвана зафиксировать начало работы законодательного (представительного) органа над законопроектом, не являясь, однако, обязательной.
3. Пунктом 5 комментируемой статьи установлен порядок принятия законов субъекта РФ двухпалатным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.
В частности установлено, что если в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ требуется одобрение принятого закона субъекта РФ другой палатой, такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты.
В случае отклонения принятого закона палатой, к полномочиям которой относится одобрение законов субъекта РФ, отклоненный закон субъекта РФ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.
Представляется, что под общим числом депутатов палаты следует понимать установленное конституцией (уставом) субъекта РФ для данной палаты число депутатов.