Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 3.1. Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации


Комментируемая статья устанавливает общие положения об ответственности органов государственной власти субъектов РФ.

Законодатель предусматривает наступление ответственности органов государственной власти в двух случаях.

Во-первых, органы государственной власти субъектов РФ несут ответственность за нарушение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Во-вторых, исходя из установленной обязанности обеспечить соответствие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам принимаемых (принятых) органами государственной власти субъектов РФ конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемой ими деятельности, указанные органы несут ответственность за принятие нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекших за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ.

При этом во втором случае наличие причинно-следственной связи между принятием органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, противоречащих законодательству РФ, и массовыми и грубыми нарушениями прав и свобод человека и гражданина, угрозой единству и территориальной целостности РФ, национальной безопасности РФ и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ строго обязательно.

Следует отметить, что законодатель не определил орган, уполномоченный устанавливать указанную причинно-следственную связь, однако, представляется, что таким органом должен являться суд. Данная позиция подтверждается выводами КС РФ о том, что применение к органам государственной власти субъектов РФ ответственности обусловлено обязательностью подтверждения в судебном порядке того, что неправомерный нормативный акт и его несвоевременное устранение из правовой системы РФ повлекли массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству, территориальной целостности, национальной безопасности, обороноспособности, единству правового и экономического пространства РФ (см. постановление КС РФ от 4 апреля 2002 года N 8-П).

Комментируемым Законом установлена ответственность:

-  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (см. п.2, п.4 ст.10, п.1 ст.27);

- высшего должностного лица субъекта РФ (см. п."г" п.1, п.2 ст.19, п.1 ст.27, ст.29, ст.29.1);

- должностных лиц и органов исполнительной власти субъекта РФ (см. п.1 ст.27, ст.29, ст.29.1).