1. Рассматриваемой статьей устанавливается система органов государственной власти субъекта РФ.
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:
- законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
- высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
- иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.
В соответствии со ст.77 Конституции РФ система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Конституционным принципом формирования системы органов государственной власти субъектов РФ является принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную в соответствии со ст.10 Конституции РФ.
Общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ закреплены комментируемым Законом.
В частности, комментируемой статьей фактически отображается конституционный принцип - принцип разделения властей. Центральным тезисом указанной политики служила правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 года N 2-П: "Конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты РФ в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти".
________________
Романовская О.В. организация государственной власти в субъектах РФ в решениях ВС РФ // Реформы и право. 2009. N 2.
Законодательная власть в субъекте РФ представлена законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, исполнительная власть - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. При этом, наличие указанных элементов системы органов государственной власти субъекта РФ является строго обязательным.
Следует отметить, что комментируемая статья прямо не указывает на наличие в системе органов государственной власти субъекта РФ судебной власти. Данная позиция законодателя обусловлена, прежде всего, тем, что судебная система в РФ является единой, судебная устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ч.3 ст.118 Конституции РФ). Таким образом, самостоятельное регулирование субъектом РФ организации деятельности судебной власти на территории субъекта законодательством не предусмотрено.
При этом формулировка комментируемой статьи, предусматривающая наличие в системе органов государственной власти субъектов РФ иных органов государственной власти помимо законодательных (представительных) и исполнительных, позволяет сделать вывод, что такими органами могут являться в т.ч. и суды субъектов РФ.
Кроме того, в рамках единой судебной системы ч.4 ст.4 ФКЗ "О судебной системе" выделяются суды субъектов РФ, к которым относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Следовательно, конституционные (уставные) суды и мировые судьи действуют на основе Конституции РФ и федеральных законов и не могут рассматриваться в качестве самостоятельной системы судебной власти субъекта РФ, не входящей в судебную систему РФ (определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2003 года N 103-О).
С учетом федерального регулирования субъекты РФ самостоятельно определяют порядок организации и деятельности этих судов.
В частности, в соответствии с ч.1 ст.27 ФКЗ "О судебной системе" конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. При этом, исходя из позиции КС РФ, выраженной в определении от 6 марта 2003 года N 103-О ч.1 ст.27 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" не препятствует закреплению в конституциях (уставах) субъектов РФ дополнительных, по сравнению с установленным перечнем, полномочий конституционных (уставных) судов, не вторгающихся в компетенцию КС РФ, других федеральных судов и соответствующих компетенции субъекта РФ. При этом из Конституции РФ и указанного Федерального конституционного закона, других федеральных законов не вытекает требование установления конституциями (уставами) субъектов РФ единообразного перечня полномочий конституционных (уставных) судов субъектов РФ.
На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации образованы и реально функционируют 13 конституционных судов и 3 уставных суда.
________________
Хаптаев А.Р. О статусе конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 7.
По мнению Гончарова В.В., система взаимных сдержек и противовесов исполнительной и законодательной (представительной) власти на уровне субъектов РФ будет неполной без усиления влияния судебной ветви власти. В связи с этим он предлагает закрепить на федеральном уровне обязанность в регионах создавать конституционные (уставные) суды, приняв Федеральный закон "О конституционных (уставных) судах в субъектах Российской Федерации". Деятельность конституционных (уставных) судов в регионах позволит, с одной стороны, эффективно и своевременно разрешать возникающие противоречия между исполнительной и законодательной ветвями власти в регионе, а с другой стороны, будет препятствовать попыткам доминирования более мощной системы исполнительной власти в балансе властей в субъектах РФ.
________________
Гончаров В.В. Взаимодействие исполнительной и законодательной (представительной) власти в субъектах РФ: современные проблемы и перспективы развития // Российская юстиция. 2010. N 3.
Мировые судьи, в соответствии с ч.3 ст.1 ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации", относятся к судам общей юрисдикции субъектов РФ. Полномочия субъектов РФ по организации деятельности мировых судей устанавливается указанным Федеральным конституционным законом.
2. Кроме того, на основании комментируемой статьи конституцией (уставом) субъекта РФ может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ.
В тексте комментируемого Закона используется словосочетание "высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)", что дает основания относить его к органам исполнительной власти. Руководство, однако, не означает организационного соединения этих органов, отнесение их к единой государственно-правовой системе.
________________
Кильметова Р.Р. Высшее должностное лицо в системе государственной власти субъекта РФ // Общество и право, 2010 год N 2.