Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 1. Принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Комментируемой статьей устанавливаются принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ.

Пунктом 1 комментируемой статьи устанавливаются конституционные принципы деятельности органов государственной власти субъекта РФ. К ним относятся принципы:

1) государственной и территориальной целостности РФ.

Под государственной целостностью РФ понимается конституционный принцип федеративного устройства, означающий, что РФ представляет собой не сумму отдельных составных частей, а целостное неделимое государство. Его целостность обеспечивается единством системы власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством, верховенством федерального права. Государственную целостность РФ характеризуют территориальная целостность и политическая целостность, или политическое (государственное) единство страны.

________________

URL: http://slovari.yandex.ru/.


Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ отражает понятие "территориальная целостность" в положениях ч.3 ст.4, где указано, что Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории". Как справедливо полагает Б.С.Эбзеев, вопреки распространенному мнению, норма об обеспечении РФ целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгосударственному, но и внутригосударственному аспекту суверенитета РФ. Последний выражен в следующих положениях:

- в юридической невозможности уступки РФ, ее органами и должностными лицами части территории России иностранным государствам;

- в запрете на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности РФ;

- в обязанности органов государственной власти по принятию необходимых мер для охраны суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности;

- в невозможности выхода субъекта РФ из ее состава;

- в возможности "федеральной интервенции" в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта РФ.

________________

Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность РФ: вопросы теории // Журнал российского права. 2002. N 10.


Важной гарантией территориальной целостности России является сосредоточение решения всех вопросов определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства и т.п. в исключительном ведении федеральных органов власти. К этому необходимо добавить включение в их ведение вопросов войны и мира, обороны и безопасности, определения порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, а также внешней политики и международных отношений, международных договоров и внешнеэкономических отношений России и др. (ст.71 Конституции РФ).

Политическую целостность характеризует единство государственной власти. Целостность федеративного государства невозможна, если нет политической целостности (государственного единства) на всей его территории. Политическая целостность, в свою очередь, обеспечивается равенством всех граждан перед законом и судом (ч.1 ст.19 Конституции РФ); закреплением единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения (ч.1 ст.6 Конституции РФ); определением в качестве единого на всей территории государственного языка РФ - русского языка (ч.1 ст.68 Конституции РФ) и др.;

________________

URL: http://slovari.yandex.ru/.

2) распространения суверенитета РФ на всю ее территорию.

Данный принцип воспроизводит положение ч.1 ст.4 Конституции РФ.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года N 10-П указывается, что суверенитет, предполагающий по смыслу ст.3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак РФ как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус.

Распространение суверенитета РФ на всю ее территорию является гарантией жизнеспособности РФ как государства, возможности обеспечить дальнейшее его развитие;

3) верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ.

Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься более широко - как подчиненность закону и всех нормативных актов (не только федеральный, но и актов субъектов РФ), и всех актов реализации права (применение, соблюдение, исполнение, использование), и всех иных объектов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.

________________

Толмачева Н.Н. К вопросу о соблюдении принципа верховенства закона и других принципов законности в законодательстве субъектов РФ // Журнал российского права. 2008. N 2.


Указанный принцип закреплен ч.2 ст.4 Конституции РФ. Развитием данного положения служит ч.5 ст.76 Конституции РФ, в соответствии с которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ, по предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Данный принцип гарантирует целостность и единство правового поля государства, определяет единое направление развития нормотворчества субъектов РФ;