Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Введение


Совершенствование системы государственного и политического устройства страны делает актуальной, в том числе, проблему формирования оптимальной системы государственного управления в регионах и четкое разграничение ответственности за решение конкретных вопросов между уровнями публичной власти, без чего невозможно повышение эффективности деятельности органов как государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, так и органов местного самоуправления.

Принятая в 1993 году Конституция РФ установила, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Статья 72 Конституции РФ определила, что вопрос установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Вопрос об устройстве местного самоуправления был урегулирован на федеральном уровне в 1995 году с принятием Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", однако вопрос установления принципов организации органов государственной власти субъектов РФ до 1999 года урегулирован не был, и в субъектах РФ вопросы организации органов государственной власти решались самостоятельно.

В сентябре 1999 года Государственной Думой был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", подписанный Президентом РФ Б.Н.Ельциным 6 октября 1999 года, направленный на обеспечение формирования единого правового пространства на территории всех субъектов РФ.

Проблема четкого разграничения полномочий и предметов ведения между уровнями публичной власти, то есть развития конституционных положений, например, в части предметов совместного ведения, была окончательно сформулирована к 2001 году, тогда же началось широкое ее обсуждение, по поручению Президента РФ В.В. Путина была создана комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, возглавлявшаяся Д.Н.Козаком.

Результатом работы комиссии стало внесение существенных изменений в законодательство, регулировавшее устройство как органов государственной власти субъектов РФ, так и органов местного самоуправления, причем в части, касающейся органов местного самоуправления, был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а в части органов государственной власти субъектов Российской Федерации изменения были внесены в ранее действовавший закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", причем объем закона, вносившего изменения, почти в полтора раза превышал объем первоначальной редакции Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

В настоящее время в Российской Федерации не существует жесткой модели организации системы органов государственной власти на региональном уровне, что объясняется многообразием видов субъектов РФ, историческими особенностями, территориальной организацией, национальными интересами, спецификой обычаев и традиций. Тем не менее, в целом система органов государственной власти субъектов РФ соответствует основным принципам организации управления.

Комментируемый Закон относится к числу наиболее активно совершенствуемых нормативных правовых актов. Отдельными авторами указывается на неполное соответствие названия указанного Федерального закона его содержанию, в том числе слишком большая детализация правового регулирования, то есть фактическое установление не только общих, но и вполне частных принципов организации органов власти.

________________

Стародубцева И.А.Коллизии в регулировании организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации / Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 12.


Однако это не уменьшает важности комментируемого Закона для четкого определения разрешения большого числа вопросов, связанных не только с устройством самих органов власти, но и с обоснованностью совершения этими органами отдельных действий, принятия решений по ряду вопросов, с определением целевого характера расходов соответствующих бюджетов.

В связи с этим особую актуальность приобретает научное исследование текста комментируемого Закона и его взаимосвязи с иными нормативными правовыми актами. Кроме того, предложенный комментарий имеет практическую ценность, как для сотрудников органов государственной власти, так и для представителей органов местного самоуправления, а также для населения, так как дает возможность изучить не только принципы формирования соответствующих органов, но и их компетенции по конкретным вопросам.

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В настоящем Федеральном законе термины "исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации" и "органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации" используются в одном значении.