Этапы рассмотрения спора по существу
В отличие от других кодексов, регулирующих вопросы судопроизводства, важная роль в новом Кодексе отводится представительству. Так, вводится обязательное представительство для граждан, не имеющих высшего юридического образования, и только по административным делам, представляющим наибольшую сложность с точки зрения реализации гражданами своих процессуальных прав и обязанностей. Так, дела об оспаривании нормативных правовых актов, рассматриваемые в Верховном Суде Российской Федерации, верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области и суде автономного округа, граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут через представителя. Права и законные интересы недееспособных граждан защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. От имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.
От имени общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник таких объединения или организации, имеющий высшее юридическое образование, или представитель, которому участники объединения или организации доверили ведение административного дела в суде (ст.54 Кодекса). Это говорит о повышении требований к представительству в суде, поскольку в Кодексе закреплены конкретные требования к представителю.
Эта норма повышает качество принятых судебных решений.
Кроме того, в целях ускорения самого процесса закреплены права лиц, участвующих в деле, на направление, представление и получение электронных документов по административному делу, а также закреплено право при необходимости участвовать в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи.
Данная норма является также достаточно новой и прогрессивной, позволяет решать судебные споры оперативно с использованием современных технических средств.
Отличие от гражданского судопроизводства состоит, в частности, в том, что при необходимости суд вправе сам истребовать доказательства, а при проверке законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) суд вправе выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.
Особенностью данного производства является рассмотрение и разрешение административного дела на основании письменных материалов, без проведения устного разбирательства и без составления протокола судебного заседания.
По окончании рассмотрения дела по существу стороны вступают в судебные прения. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, их представителей. В рамках прений каждая сторона высказывает свою точку зрения, опираясь на те доказательства, которые были рассмотрены в суде, а вот ссылаться на иные доказательства сторона не вправе.
1. Кроме того, следует обратить внимание, что например, заключение эксперта принимается судом в качестве доказательства, а вот консультация специалиста не относится к доказательствам по административному делу (ст.169).
Но после прений суд может вынести решение о том, что необходимо рассмотреть дополнительные доказательства, и на этом процесс может не завершиться. Если суд во время или после судебных прений признает необходимым выяснить новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения административного дела, или исследовать новые доказательства, он выносит определение о возобновлении рассмотрения административного дела по существу (ст.172).
Если же для суда все ясно, то он выносит решение. В принципе в этой части процедура не отличается от общей процедуры, предусмотренной в других процессуальных кодексах. После принятия и подписания решения суд возвращается в зал судебного заседания, где председательствующий в судебном заседании или один из судей объявляет решение суда.