Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Предмет правового регулирования кодекса


Зачем нужен данный кодекс?

Основная причина введения данного кодекса - недостаточное правовое регулирование обжалования и сложности в обжаловании:

- неправомерных нормативных правовых актов:

- действий или бездействия органов власти;

- действий или бездействия органов военного управления, местного самоуправления, избирательных комиссий;

- невозможность обжаловать решения квалификационных коллегий судей.

Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, основные принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено "лицами, действовавшими в официальном качестве", а также об общих принципах правосудия.

Таким образом, кодекс должен защитить физических и юридических лиц от нарушения и произвола чиновников, то есть лиц, действующих в официальном качестве.

Под действие кодекса также подпадают:

- некоммерческие организации, наделенные отдельными госполномочиями;

- приостановлении деятельности политической партии;

- приостановление деятельности общественного объединения;

- ликвидация религиозной или иной некоммерческой организации,

- прекращение деятельности СМИ.

Таблица

     

Предмет регулирования кодекса административного судопроизводства

Кодексом регулируется

Кодексом не регулируется

Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении:

- Верховным Судом Российской Федерации,

- судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел


Согласно Кодексу в порядке административного судопроизводства не могут рассматриваться дела, отнесённые к компетенции:

- Конституционного Суда Российской Федерации,

- конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации,

- арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации и в судах общей юрисдикции.

Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.

Действие Кодекса не распространяется на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации



Кодекс логически условно разделен на 3 части:

- в первой содержатся общие правовые нормы;

- во второй представлены особенности рассмотрения дел различных категорий;

- в третьей части предусмотрено разрешение дел в упрощенном порядке.

Подведомственность судам установлена в Главе 2 Кодекса об административном судопроизводстве.

Таблица