Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации



Президент России подписал закон о введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ. Федеральный закон принят Государственной Думой 20 февраля и одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года.

Основные положения кодекса по плану вступят в действие с 15 сентября 2015 года, а положения, касающиеся электронного документооборота, - с 15 сентября 2016 года.

Предмет правового регулирования кодекса


Зачем нужен данный кодекс?

Основная причина введения данного кодекса - недостаточное правовое регулирование обжалования и сложности в обжаловании:

- неправомерных нормативных правовых актов:

- действий или бездействия органов власти;

- действий или бездействия органов военного управления, местного самоуправления, избирательных комиссий;

- невозможность обжаловать решения квалификационных коллегий судей.

Как говорилось в пояснительной записке к законопроекту, основные принципы судебного административного процесса основываются на нормах международного права, в том числе на положениях Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, и на конституционных положениях об обеспечении судебной защиты нарушенных прав и свобод каждого, даже если нарушение допущено "лицами, действовавшими в официальном качестве", а также об общих принципах правосудия.

Таким образом, кодекс должен защитить физических и юридических лиц от нарушения и произвола чиновников, то есть лиц, действующих в официальном качестве.

Под действие кодекса также подпадают:

- некоммерческие организации, наделенные отдельными госполномочиями;

- приостановлении деятельности политической партии;

- приостановление деятельности общественного объединения;

- ликвидация религиозной или иной некоммерческой организации,

- прекращение деятельности СМИ.

Таблица

     

Предмет регулирования кодекса административного судопроизводства

Кодексом регулируется

Кодексом не регулируется

Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении:

- Верховным Судом Российской Федерации,

- судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел


Согласно Кодексу в порядке административного судопроизводства не могут рассматриваться дела, отнесённые к компетенции:

- Конституционного Суда Российской Федерации,

- конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации,

- арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации и в судах общей юрисдикции.

Положения Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.

Действие Кодекса не распространяется на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации



Кодекс логически условно разделен на 3 части:

- в первой содержатся общие правовые нормы;

- во второй представлены особенности рассмотрения дел различных категорий;

- в третьей части предусмотрено разрешение дел в упрощенном порядке.

Подведомственность судам установлена в Главе 2 Кодекса об административном судопроизводстве.

Таблица

       

Подведомственность дел

Вид суда

Подведомственность дел

Подведомственность административных дел судам

Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий

Административные дела, подсудные военным судам

административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются военными судами

Административные дела, подсудные районному суду

Административные дела, рассматриваемые в первой инстанции, которые не подведомственны военным судам, областным судам, судам округа, суду автономной области и суду автономного округа, дела, подведомственные Верховному Суду РФ

Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований;

3) об оспаривании решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением решений о приостановлении или прекращении полномочий судей, о приостановлении или прекращении их отставки;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) экзаменационных комиссий субъекта Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и иных решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена

5) о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Российской Федерации

6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территории одного субъекта Российской Федерации;

7) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;

9) об отмене регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

10) об отмене регистрации кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, об отмене регистрации списка кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации

11) в иных случаях, установленных Кодексом административного судопроизводства (статья 20)

Административные дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации

1) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации;

3) об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решений квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о приостановлении или прекращении их отставки, а также других решений квалификационных коллегий судей, обжалование которых в Верховный Суд Российской Федерации предусмотрено федеральным законом;

4) об оспаривании решений и действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи по основаниям нарушения процедуры проведения квалификационного экзамена и ее решений об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также об оспаривании действий (бездействия) указанной экзаменационной комиссии, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена;

1) о приостановлении деятельности политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

2) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

3) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов, референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума;

4) об отмене регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации, регистрации федерального списка кандидатов, регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный федеральный список кандидатов, а также об исключении региональной группы кандидатов из федерального списка кандидатов при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

5) о прекращении деятельности инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, инициативной агитационной группы;

6) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации

7) в иных случаях, установленных статьей 21 Кодекса


Следует обратить внимание, что подведомственность дел, рассматриваемых в разных судах, в других кодексах, регулирующих судопроизводство, не установлена. Это связано с тем, что кодексы рассчитаны на одну категорию дел, например, гражданские дела рассматриваются в рамках ГПК, административные - в рамках АПК, уголовные - УПК. В Кодексе административного судопроизводства фактически собрано несколько категорий дел.

Кто может обратиться за защитой в суд?


Лица, которые могут обратиться за защитой     

     

     

     

     

          Сроки судопроизводства


По общему правилу, все судопроизводство ведется в разумный срок.

В соответствии с требованием Европейского Суда по правам человека создать "национальное средство защиты от чрезмерной длительности судебного разбирательства и задержки исполнения решений судов" в связи с систематическим поступлением жалоб на Россию по поводу длительности судебного разбирательства (Письмо Секретаря Первой Секции (Палаты) Европейского Суда по правам человека Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека от 7 мая 2010 года) в российские законодательные акты внесены условия о разумности рассмотрения дел в судах. Указанное требование содержится и в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 15 января 2009 года по делу "Бурдов против России (N 2)".

В Кодексе также предусмотрен в том числе институт ускорения рассмотрения административного дела.

Аналогичная норма содержится в АПК РФ. Ч.7 ст.6.1 АПК РФ говорит, что "заявление об ускорении рассмотрения дела рассматривается председателем арбитражного суда в пятидневный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд. По результатам рассмотрения заявления председатель арбитражного суда выносит мотивированное определение, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть указаны действия, которые следует совершить для ускорения рассмотрения дела".

Виды судебных разбирательств


Судебное разбирательство может вестись открыто или в закрытом режиме. По общему правилу, любое судебное разбирательство является открытым.

Таблица

     

Виды судебных разбирательств

Открытое разбирательство

Закрытое разбирательство

Разбирательство административных дел во всех судах открытое

Назначается в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле

Назначается в случаях:

- необходимости сохранения коммерческой или иной тайны;

- содержащихся в административном деле сведений конфиденциального характера;

- в случаях, влияющих на неприкосновенность частной жизни граждан

- в иных обстоятельствах, гласное обсуждение которых может помешать правильному разбирательству административного дела


Аналогичная норма закреплена в статье 11 АПК РФ.

Иерархия нормативных актов


В нормативно-правовых актах, как правило, отсутствует иерархия актов, в этой связи гражданам и юридическим лицам достаточно сложно установить, каким актом им руководствоваться.

В этой связи иерархия нормативных актов позволяет:

- правильно применить норму права;

- оспорить нормативно-правовой акт, не соответствующий нормам законодательства.

Однако подобная иерархия установлена в статье 13 АПК РФ.

В статье 15 Кодекса административного судопроизводства представлена следующая иерархия нормативных актов.


Таким образом, нижестоящий в иерархии акт не должен противоречить вышестоящему и противоречащий нормативный акт, например, противоречащий международному договору, можно оспорить в порядке административного судопроизводства.

Куда подать исковое заявление?


Наиболее часто возникает вопрос, куда подавать исковое заявление? По общему правилу, например гражданского судопроизводства, иск нужно подавать по местонахождению истца.

В отношении административного судопроизводства заявление подается по месту нахождения административного ответчика (статья 22).

Общие случаи подачи иска

       


Существует также исключительная подсудность, то есть те случаи, которые рассматриваются в особом порядке.

     

     

     

     

               Однако любое дело может быть передано в другой суд. В Кодексе определены 3 подобных случая:

1) административный ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными.

Одна из сторон может подать ходатайство о переносе дела в другой суд. Передача административного дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы - после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения. Суд принимает решение или о переводе дела в другой суд или об отказе.

Аналогичные нормы имеются в ГПК и АПК РФ.

Суд первой инстанции рассматривает дело единолично, суд апелляционной инстанции - коллегиально.

Участие в деле


Как и в АПК РФ (статья 40), в ГПК РФ (статья 34) в Кодексе административного судопроизводства определены лица, которые участвуют в деле.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs