1. Наблюдение является дополнительным модулем к Анкете выборочного обследования населения по проблемам занятости (далее - Основная анкета) и проводится в мае, августе и сентябре 2015 года по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки проведения опроса.
Обследуемым периодом для сбора сведений об участии населения в непрерывном образовании являются последние 12 месяцев перед опросом (в отличие от Основной анкеты, в которой обследуемым периодом является неделя). Так, при опросе в мае обследуемым периодом является период с мая 2014 года по апрель 2015 года, в августе - с августа 2014 года по июль 2015 года, в сентябре - с сентября 2014 года по август 2015 года.
2. Опросу подлежат все лица в возрасте от 15 до 72 лет включительно. Если респондент отсутствует на момент опроса, информация может быть получена от совместно проживающих членов семьи.
3. Порядковый номер опрашиваемого лица указывается из вопроса 1 (B99) Основной анкеты обследования по проблемам занятости (а не переносится номер респондента, приведенный в "шапке" данной анкеты).
4. В вопросах со 2 по 5 респондент может выбрать как один, так и несколько вариантов ответа, коды которых следует обвести. В вопросах 1 и 6 должен быть выбран только один вариант ответа.
5. В целях статистического наблюдения под непрерывным образованием понимается образовательный процесс в течение всей жизни, связанный с постоянным совершенствованием знаний и навыков человека, вызванным стремлением быть актуальным, конкурентоспособным в существующей профессиональной и социальной среде.
Вопросы анкеты охватывают все виды непрерывного образования: общее, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение, а также самообразование (вопрос 5).
6. Вопрос 1 касается лиц, которые на момент опроса или в течение предшествующих 12 месяцев обучались в образовательных организациях или иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность с целью получения основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования.
Респонденты отмечают в вопросе 1 только один код, который относится к последней освоенной (осваиваемой) ими основной образовательной программе. Например, в случае, если респондент в течение обследуемого периода окончил общеобразовательную школу и поступил в вуз, то отмечается код "3".
7. Вопрос 2 касается лиц, которые на момент опроса или в течение предшествующих 12 месяцев обучались в образовательных организациях или иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программам, а также с индивидуальным преподавателем. Вопрос 2 касается обучения как по направлению организации, так и самостоятельно.
Вопрос 2 включает как программы профессионального обучения (профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации по профессии рабочего или должности служащего), дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, переподготовку лиц с высшим или средним профессиональным образованием), так и обучение по общеразвивающим программам (обучение на курсах иностранным языкам, вязания, шитья, музыке и танцам, физкультурой и спортом), предпрофессиональным программам (в специализированных школах олимпийского резерва, балетной школе и т.п.).
Вопрос 2 относится к обучению по утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, программе с определенной продолжительностью обучения.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессии рабочего или должности служащего понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего, без изменения уровня образования.
Профессиональное обучение с присвоением квалификации по соответствующей профессии рабочего, должности служащего осуществляется в соответствии с Перечнем профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденным приказом Минобрнауки России от 02.07.2013 N 513.
Обучение по программам переподготовки, повышения квалификации рабочих или служащих проходят лица, уже имеющие профессию рабочего или должность служащего.
Дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации, переподготовка) могут получать только лица, имеющие (получающие) высшее или среднее профессиональное образование.
Под обучением на курсах вождению транспортными средствами различных категорий (код "3") подразумевается обучение лиц в целях удовлетворения как личных, так и профессиональных потребностей.
К общеразвивающим программам относятся программы, реализуемые как для взрослых, так и для детей (коды 4-7).
К предпрофессиональным программам относятся программы в сфере искусств, физической культуры и спорта, реализуемые для детей (код 8). В данном случае необходимо обратить внимание на возраст респондента - ответ на вопрос 4 Основной анкеты должен быть меньше 18.
8. Вопрос 3 касается лиц, которые на момент опроса или в течение предшествующих 12 месяцев обучались непосредственно в организации (по месту работы), либо в качестве обмена опытом в другой организации, не являющейся образовательной организацией (исключением является случай, когда место работы респондента - образовательная организация). В данном вопросе следует учесть, что лица, не работающие более 12 месяцев, отмечают в вопросе 3 только код "6". Лица, не работающие менее 12 месяцев, отмечают код с 1 по 4 в случае прохождения обучения или код 5 в случае, если обучение не проходили.
9. Вопрос 4 касается лиц, которые в течение предшествующих 12 месяцев посещали мероприятия просветительского характера, такие как экскурсии в музеях, историко-культурных и промышленных объектах, музыкальные лектории в консерваториях и домах музыки, занятия по здоровому образу жизни (в отделениях социальной защиты населения, образовательных и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность), занятия по информационной, правовой, бюджетной грамотности, финансовой грамотности (в отделениях пенсионного фонда и других организациях).
Как правило, мероприятия просветительского характера направлены на приобретение новых знаний в различных направлениях общественной жизнедеятельности и представляют собой цикл мероприятий. Исключением являются посещение экскурсий в музеях и посещение историко-культурных и промышленных объектов, которые могут иметь как циклический, так и разовый характер.
К мероприятиям просвещения по бюджетной грамотности относится обучение граждан процессу участия в формировании бюджета (бюджета семьи, муниципального, регионального, федерального бюджета), обеспечение участия в проекте "Бюджет для граждан" в рамках формирования системы "Открытое правительство".
К мероприятиям просвещения по информационной грамотности относится обучение работе с техническими устройствами, обеспечивающими передачу информации (информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", сотовая связь, удаленные банковские услуги и т.п.).
К мероприятиям просветительского характера грамотности в сфере ЖКХ относится обучение взаимодействию с управляющими компаниями, использованию энергосберегающих технологий, контролю расходов в сфере ЖКХ.
10. Вопрос 5 выявляет распространенность самообразования, направленного на удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании. В это понятие входит самостоятельная деятельность для приобретения новых знаний, умений и навыков, кроме занятий, которые являлись составной частью форм обучения, о которых говорилось в предыдущих вопросах. Респондент может выбрать любое количество вариантов ответов на этот вопрос.
11. Вопрос 6 выявляет намерения респондентов по дальнейшему участию в разных формах обучения с целью совершенствования своих знаний и навыков, профессиональных квалификаций.
12. После заполнения Анкеты необходимо провести следующие логические контроли: