Устойчивое развитие сельских территорий невозможно без изменения государственной политики в сфере земельных отношений применительно к землям сельскохозяйственного назначения.
Развитие крупных городов, в том числе за счет земель сельскохозяйственного назначения, индустриализация агропромышленного комплекса, а также концентрация объектов производства сельскохозяйственной продукции рядом с крупными рынками сбыта производимой продукции приводит к миграции сельского населения в города, увеличению заброшенных сельских населенных пунктов и, как следствие, к неиспользованию земель сельскохозяйственного назначения.
По сведениям, предоставленным субъектами Российской Федерации, при разработке и утверждении документов территориального планирования муниципальных образований по состоянию на 1 августа 2014 года в границы населенных пунктов включено 4584,2 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, необходимо обратить внимание на зависимость таких показателей, как количество заброшенных населенных пунктов и количество неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
В частности, в Центральном федеральном округе имеется 27,6 тыс. сельских населенных пунктов, где отсутствует население либо численность населения составляет от 1 до 10 человек, при этом площадь неиспользуемых сельскохозяйственных земель в Центральном федеральном округе составляет 6,9 млн. гектаров.
В целях комплексного решения вопросов развития сельских территорий необходимо как совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере земельных отношений, так и реализация ряда организационных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования земель в сельском хозяйстве.
Цели, задачи и направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом, под которым понимается совокупность всех земельных участков и земель, расположенных в границах территории Российской Федерации, определены в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2012 года N 297-р. Одно из направлений государственной политики по управлению земельным фондом предусматривает установление механизмов защиты земель сельскохозяйственного назначения от выбытия из сельскохозяйственного оборота, а также совершенствование оборота земель сельскохозяйственного назначения и землеустройства.
Установление механизмов защиты сельскохозяйственных земель от выбытия из сельскохозяйственного оборота предусматривает в том числе:
выделение в отдельную группу особо ценных сельскохозяйственных земель с установлением критериев отнесения к таким землям и порядка установления зон их охраны;
выполнение работ по определению местоположения границ особо ценных сельскохозяйственных земель и границ зон их охраны с включением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
определение порядка установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных земель;
установление ограничений на изменение видов разрешенного использования особо ценных сельскохозяйственных земель, а также запрета на добычу общераспространенных полезных ископаемых открытым способом на сельскохозяйственных угодьях;
ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;
выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличение доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий.
Совершенствование оборота сельскохозяйственных земель предусматривает в том числе:
завершение процесса выдела земельных участков в счет земельных долей;
установление мер по стимулированию вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных земель для сельскохозяйственного производства;
совершенствование порядка оформления земельных долей.
Кроме того, в рамках совершенствования правового регулирования отношений в сфере использования земель целесообразно разработать нормативные правовые акты, предусматривающие:
возможность предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в безвозмездное срочное пользование (до 5 лет) субъектам малого и среднего предпринимательства для развития инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса;
развитие залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
завершение процесса формирования земельных участков в счет земельных долей;
сокращение срока неиспользования земельных участков сельскохозяйственного назначения, по истечении которого земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят, до 3 лет.
В целях повышения эффективности планирования использования территорий сельских поселений и межселенных территорий, в том числе определения приоритетных направлений развития экономики соответствующих территорий, необходимы:
проведение инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения;
разработка региональных стратегий развития территорий сельских поселений на долгосрочный период (до 2030 года), предусматривающих в том числе вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот;
создание единой федеральной информационной системы о землях сельскохозяйственного назначения, в которой предусматривается содержание актуальных сведений о границах таких земель, об их площади, о видах фактического и разрешенного использования, типах почв и видах угодий, качественных характеристиках земель сельскохозяйственного назначения, а также о наличии мелиоративных систем либо иных защитных сооружений.
При этом, учитывая, что земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, в целях повышения эффективности ее использования необходимо проведение работ по оценке качества земель с учетом их пригодности для использования в сельскохозяйственном производстве.