Перспективы и прогноз развития сельских территорий в значительной степени определяются состоянием агропромышленного производства, в первую очередь сельского хозяйства.
Оценка ресурсного потенциала сельского хозяйства дает основания для значительного увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также для повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и мировых рынках.
Основными факторами, которые определят более полное использование имеющегося в отрасли потенциала, являются:
модернизация и переход к инновационной модели развития, ускоренное освоение современных достижений науки и техники, позволяющих повышать производительность труда, снижать ресурсоемкость производимой продукции и формировать кадровый потенциал села, способный осваивать прогрессивные технологии;
введение в оборот заброшенных неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в том числе пашен, в целях наращивания отечественного производства, а также формирования экспортных ресурсов и более полного освоения сельских территорий;
диверсификация агропромышленного производства, направленная на создание эффективной занятости сельского населения;
повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях создания условий для расширенного воспроизводства, сближение уровня оплаты труда занятых в сельском хозяйстве со средним его значением по экономике страны, а также рост престижности сельскохозяйственного труда;
развитие производственной и непроизводственной инфраструктуры, воспроизводство земельных и других ресурсов отрасли, а также экологизация производства.
Принятие мер, направленных на ускоренное развитие сельского хозяйства, позволит на этапе до 2020 года в основном решить вопросы продовольственной безопасности страны. На втором этапе до 2030 года представляется возможным увеличить производство продукции сельского хозяйства по сравнению с ее уровнем в 2014 году в 1,7-1,8 раза, полностью обеспечить продовольственную независимость и потребление населением пищевых продуктов в размере рациональных норм, увеличить их экспорт до объемов, превышающих импорт продовольствия, а также занять достойное место в международном разделении труда.
Новый импульс должны получить научные исследования в аграрной сфере и система освоения научно-технических достижений в реальном секторе производства. Это, в свою очередь, станет стимулом для развития сельскохозяйственного машиностроения и создания в стране отечественной базы технического и технологического развития. Энергообеспеченность отрасли предстоит увеличить к 2020 году в 1,6 раза, к 2030 году - в 3,3 раза.
Все это будет способствовать росту производительности труда к 2020 году в 1,7 раза и к 2030 году - в 3 раза по сравнению с действующим уровнем, повышению уровня доходов и оплаты труда в аграрном секторе до уровня, приближенного (80-85 процентов) к среднему по экономике страны, а также создаст необходимый базис для устойчивого развития сельских территорий.
Природно-экономическое многообразие определяет роль и место каждого субъекта Российской Федерации в совершенствовании территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве страны. При этом в задачу государства входят реализация системы мер по рациональному размещению, углублению специализации и усилению концентрации агропромышленного производства, формированию межрегионального обмена и специализированных зон по отдельным видам сельскохозяйственной продукции, а также информационное обеспечение участников агропродовольственного рынка и дифференцированный подход к выделению субъектам Российской Федерации финансовых ресурсов в зависимости от уровня их социально-экономического развития.
В перспективе для рационального размещения сельскохозяйственного производства и связанных с ним отраслей особое внимание следует уделить таким проблемным регионам, как:
депрессивные области северо-запада и центра европейской части страны, регионы Дальнего Востока почти с повсеместно сокращающимися сельским населением и сельскохозяйственным производством;
районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с их особенностями развития и сложившимися традициями жизнеобеспечения коренного населения;
республики Северного Кавказа с высоким уровнем безработицы;
приграничные и анклавные территории страны со своими особенностями развития аграрной сферы экономики.
Одновременно необходимо стимулировать развитие субъектов Российской Федерации с благоприятными природно-экономическими условиями для ведения интенсивного и конкурентоспособного агропромышленного производства, используя межрегиональные и региональные инновационно-инвестиционные проекты по производству определенных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Для этого предстоит разработать общероссийскую схему размещения агропромышленного производства, на базе которой целесообразно определить и сформировать специализированные зоны производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, внедрить систему ведения хозяйства и осуществить рациональное внутрирегиональное размещение сельскохозяйственного производства с учетом возможного развития отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности, создания межгосударственных продуктовых кластеров в рамках Евразийского экономического союза. Это позволит улучшить согласованность параметров развития основных отраслей агропромышленного комплекса страны с параметрами развития объектов социальной сферы, инфраструктуры и обеспеченностью важнейшими производственными ресурсами, а также скоординировать совместные действия государств Евразийского экономического союза по рациональному размещению и углублению специализации агропромышленного производства, расширению взаимной торговли и наращиванию экспорта. Необходимо также разработать и реализовать общую схему территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве стран Евразийского экономического союза на основе углубления их специализации на производстве отдельных видов продукции для развития межгосударственного обмена и экспорта.
Основными задачами Стратегии в области региональной политики являются:
создание необходимых организационно-экономических условий для совершенствования территориально-отраслевого разделения труда в агропромышленном производстве, обеспечивающего улучшение использования биоклиматического потенциала страны и ее регионов, ресурсосбережение, рост эффективности и устойчивости производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также обеспечение импортозамещения и развитие экспорта;
использование более эффективных механизмов государственной поддержки для развития сельскохозяйственного производства и социальной сферы сельских территорий в первую очередь депрессивных регионов, районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регионов Дальнего Востока, а также для уменьшения дифференциации социально-экономических условий между субъектами Российской Федерации;
преодоление социально-экономического неравенства населения и товаропроизводителей в сельских территориях за счет более интенсивного развития социальной и инженерной инфраструктуры (транспортной сети, энерго-, водоснабжения и др.), обеспечивающих доступность, качество и сроки предоставления услуг, соответствующих параметрам устойчивого развития этих территорий.
В субъектах Российской Федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, должно получить дальнейшее развитие производство сельскохозяйственной продукции, ориентированное на обеспечение населения, в том числе мегаполисов и крупных промышленных центров, молоком, молочными продуктами, картофелем, овощами, мясом птицы и яйцами. Здесь предстоит осуществление больших инвестиционных проектов, предусматривающих новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение пищевых и перерабатывающих организаций по производству широкого ассортимента продовольственных товаров. В регионах Нечерноземной зоны необходимо фактически возродить льноводство и овцеводство.
В областях Центрального Черноземья, регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, учитывая относительно высокий потенциал плодородных земель, следует продолжить интенсификацию возделывания зерновых культур, сахарной свеклы, овощей, подсолнечника и других масличных культур, увеличить производство мяса свиней и птицы, формировать экспортные ресурсы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Одновременно целесообразно направить инвестиции на модернизацию и строительство новых сахарных заводов, масложировых и мясоперерабатывающих организаций.
В приморских и горных районах Северного Кавказа, Юга и Крыма с трудоизбыточным населением целесообразна разработка программ по наращиванию производства и переработки овощей, развитию виноградарства и плодово-ягодного подкомплекса.
Развитие сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Северо-Западного региона будет определяться преимущественно потребностями обеспечения продовольствием населения г.Санкт-Петербурга и других крупных городов, в том числе молочными продуктами, мясом свиней и птицы и поставками зерна по межрегиональному обмену.
Для регионов Поволжья, Южного Урала и Западной Сибири традиционным являются возделывание продовольственных пшениц, в том числе в определенных зонах - твердых сортов, а также производство мяса крупного рогатого скота, свиней, овец и птицы. В этих регионах дальнейшее развитие должны получить предприятия мукомольно-крупяной промышленности, предприятия по выработке широкого ассортимента молочной продукции, особенно масла животного и сыров.