Недействующий

Об утверждении Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен (с изменениями на 28 апреля 2021 года) (утратил силу с 01.01.2022 на основании приказа Росстата от 15.12.2021 N 915)

6.3.1. Расчет индивидуальных и сводных индексов потребительских цен по субъекту Российской Федерации


Расчет индивидуальных индексов потребительских цен на товар (услугу)-представитель осуществляется на уровне городов, в которых организована регистрация потребительских цен.

Условием расчета этих показателей является полная сопоставимость ценовой информации в отчетном и базисном периодах. В расчет включается информация о ценах, зарегистрированных в двух смежных периодах в одной и той же организации торговли (сферы услуг) на один и тот же товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами, что позволяет исключить влияние структурных и ассортиментных сдвигов.

На первом этапе осуществляется расчет изменений цен (ценовых котировок), который определяется как отношение цены на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами в отчетном периоде к цене в предыдущем периоде.

,     (10)


где:

- изменение цен на товар (услугу) с конкретными потребительскими свойствами (c) в отчетном периоде (t) по сравнению с предыдущим периодом (t-1);

c - товар с конкретными потребительскими свойствами;

- сопоставимая ценовая котировка;

t - отчетный месяц;

t-1 - предыдущий месяц.

На втором этапе, на уровне города определяется индивидуальный индекс цен на отдельный вид товара (услуги)-представителя как средняя геометрическая простая из изменений цен по сопоставимым ценовым котировкам.

Формула средней геометрической для определения индивидуальных индексов потребительских цен на товар (услугу)-представитель в городе (уровень элементарных агрегатов) имеет следующий вид:

,     (11)


где:

- индекс цен (тарифов) на j-й товар (услугу)-представитель в g-м городе в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем;

, , ... - изменения цен на товары (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, зарегистрированных в различных организациях торговли (сферы услуг) города (ценовые котировки);

g - город;

j - товар (услуга)-представитель;

t - отчетный месяц;

t-1 - предыдущий месяц;

n - количество ценовых котировок.

При расчете индивидуальных индексов цен должно соблюдаться условие одинакового количества сопоставимых ценовых котировок на товар (услугу)-представитель в городе в течение отчетного года. При несоблюдении этого правила будет нарушен принцип сопоставимости количества ценовых котировок.

На базе индивидуальных индексов цен на товары (услуги)-представители в отдельных городах и территориальных весов (долей численности населения) определяются агрегатные индексы цен на отдельные виды товаров (услуг)-представителей в целом по субъекту Российской Федерации.

Расчет осуществляется по формуле:

     для января ,     (12)