Развитие химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации до 2030 года рассматривается в трех сценариях: консервативном, реалистичном и инновационном (рисунок 16).
1. Консервативный сценарий: самостоятельное развитие химического комплекса без реализации мер государственной поддержки. Производство химической продукции растет согласно подтвержденным проектам по строительству мощностей, потребление - согласно консервативному прогнозу роста потребляющих отраслей (прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 5 ноября 2013 года).
2. Инновационный сценарий: реализация мер государственной поддержки, с привлечением необходимого объема финансирования в химическом и нефтехимическом комплексе.
В инновационном сценарии ожидается активное развитие производства продукции химического комплекса, а также сокращение нетто-импорта в натуральном выражении. Увеличение выпуска в инновационном сценарии будет обеспечено в основном за счет развития нефтехимических производств и роста сегмента продукции глубокой переработки.
Ухудшение макроэкономической ситуации на фоне нестабильной внешнеполитической обстановки привело к изменению положения отрасли: большая часть игроков как химического, так и нефтехимического комплекса пересмотрели свои инвестиционные программы либо находятся в процессе их пересмотра, что выражается в переносе сроков реализации инвестиционных проектов на один - два года. В этих условиях был разработан реалистичный сценарий реализации Стратегии.
3. Реалистичный сценарий: развитие химического комплекса согласно заявленным крупнейшими производителями продукции планам развития (с учетом перспективных проектов). Производство растет согласно подтвержденным проектам по строительству мощностей (с коррекциями на вероятность успешной реализации заявленных проектов), рост потребления соответствует инновационному сценарию.
В реалистичном сценарии ожидается развитие производства продукции химического комплекса, а также сокращение нетто-импорта в натуральном выражении по некоторым категориям продукции.
В натуральном выражении на 2015 (по предварительным оценкам) год Россия является нетто-экспортером продукции химического комплекса. При реализации настоящей Стратегии (инновационный сценарий) ожидается сокращение зависимости от импорта, характерной для консервативного сценария. В реалистичном сценарии также ожидается сокращение зависимости от импорта в некоторых категориях продукции химического комплекса (см. Приложения 4, 5, 6, 11).
Рисунок 16 - Прогноз производства и потребления продукции химического комплекса, млн т (аналитика SPG)
В инновационном сценарии ожидается достижение значениями целевых показателей настоящей Стратегии уровня развитых стран. В результате реализации Стратегии доля отечественного химического комплекса на мировом рынке и в структуре ВВП Российской Федерации будет постепенно увеличиваться, а доля импорта по ключевым видам продукции - снижаться.
Ключевое значение имеет готовность компаний в рамках стратегического планирования вкладывать средства как в модернизацию уже имеющихся производств, так и в строительство новых мощностей. Представление о наличии такой готовности, например, в области производства полимерных материалов представлено в Приложении 11 к настоящей Стратегии.
Следует отметить, что в условиях повышенной инвестиционной активности особую важность приобретает стратегическое планирование, обеспечивающее грамотную политику в отношении товарной структуры инвестиций и позволяющее избежать снижающего эффективность инвестиций перепроизводства одинакового товара, намечаемого к выпуску рядом компаний.
Государство постоянно расширяет спектр форм своего участия в инвестиционном процессе. Наряду с налоговым стимулированием и совершенствованием механизма бюджетных целевых программ были созданы институты развития, предназначенные инвестировать в рамках ГЧП существенные суммы и предоставлять государственные гарантии.
Одной из эффективных форм государственной поддержки развития химического комплекса является создание особых экономических зон, что подтверждает, в частности, опыт ОЭЗ в Елабуге (Татарстан).
Реализация Стратегии позволит повысить конкурентоспособность России в мире, улучшить российскую социально-экономическую ситуацию, реализовать сырьевой и инновационный потенциал и укрепить национальную безопасность за счет обеспечения ряда ведущих отраслей российской промышленности гражданского и оборонного характера компонентной базой, а именно:
- инженерными пластиками, продукцией спецхимии и лакокрасочных материалов - оборонной промышленности и ряда других высокотехнологичных отраслей (авиационная, радиоэлектронная промышленность);
- изделиями из пластмасс - строительной отрасли, ЖКХ, автодорожного строительства, пищевой промышленности, а также сегментов массового потребления продуктов из пластиков;
- качественными лакокрасочными материалами - отрасли гражданского и инфраструктурного строительства, автомобильной промышленности;
- качественными минеральными удобрениями - отрасли сельского хозяйства;
- полимерными добавками - нефтехимической отрасли;
- качественной и высокотехнологичной продукцией отечественной промышленности шин и РТИ - отрасли промышленного производства (различные РТИ), оборонной промышленности (специальные шины), сельского хозяйства и строительства (сельскохозяйственные и индустриальные шины), автомобилестроения (легковые и легкогрузовые шины) и др.