Действующий

Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года (с изменениями на 14 января 2016 года)

4.3. Целевая форма организации химического и нефтехимического комплекса


С точки зрения перспективной формы организации химической отрасли, акцент будет сделан на стимулирование ее кластерного развития, в том числе в контурах складывающихся нефтехимических кластеров, но не будет ограничен ими.

Мировой опыт создания кластеров показывает существенные возможности по повышению конкурентоспособности химической и нефтехимической отрасли при реализации данного инструмента. На сегодняшний день кластеры рассматриваются как наиболее эффективная форма производственной организации химической и нефтехимической отрасли. Большая часть прироста химического и нефтехимического производства в мире в последние десятилетия приходится именно на кластеры, а не на отдельно стоящие предприятия.

Кластерная организация производств особенно важна в случаях наличия сложных производственных цепочек. Химический комплекс - это пример сложно организованной индустрии, где синергия от кластерного размещения позволяет значительно увеличить конкурентоспособность производителей. Кластеры дают возможность совершенствовать взаимоотношения производителей и переработчиков на долговременной правовой основе, что является ключевым фактором развития отрасли.

В мировой практике реализуются два основных принципа формирования кластеров: 1) ориентация на производство крупнотоннажной продукции широкого применения с последующим развитием производства продукции высоких переделов; 2) ориентация на производство специальной высокотехнологичной продукции.

В России, с учетом сложившейся специфики размещения производств и центров потребления, целесообразно осуществлять размещение химических индустриальных парков на следующей основе:

- в контурах складывающихся нефтехимических кластеров, расположенных как вблизи российских центров потребления (Волжский кластер), так и в портовых зонах (предполагаемые к формированию Дальневосточный и Северо-Западный кластеры), а также на базе других нефтехимических кластеров (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Каспийский) при условии подтверждения целесообразности подобной локализации;

- на базе крупных химических и нефтехимических предприятий, расположенных вблизи внутренних центров потребления, а также рядом с крупными специализированными вузами и другими центрами компетенций (отраслевые научно-исследовательские институты), на территориях вновь создаваемых особых экономических зон.

Примером обозначенного подхода, в частности, может стать создание в рамках Каспийского нефтехимического кластера портового химического индустриального парка "Темрюк-Тамань", включающего:

- строительство терминала по перевалке аммиака мощностью 1,5 млн т в порту Тамань (Черное море);

- строительство современного припортового завода по производству аммиака и карбамида мощностью 1,2 млн т с созданием глубоководной морской перевалки в порту Тамань;

- строительство магистрального газопровода (его ответвления), обеспечивающего поставку природного газа в объемах не менее 1,1 млрд м в год.

Предпосылками к созданию Каспийского нефтехимического кластера портового химического индустриального парка "Темрюк-Тамань" выступают:

- недостаток портовых мощностей Азово-Черноморского бассейна, расположенных на территории Российской Федерации;

- наличие в портовой зоне Тамань производственной площадки, где возможно создание химического индустриального кластера с выходом на глубоководный порт, а через него на мировой рынок удобрений;

- рост производства и экспорта аммиака российскими предприятиями, расположенными в регионе, при отсутствии в России специализированных мощностей по его перевалке;

- необходимость в химически чистом углекислом газе (CO), вырабатываемом в качестве побочного продукта при синтезе аммиака, для синтеза карбамида.

Ключевыми мероприятиями по стимулированию кластерного развития химической и нефтехимической отраслей должны стать создание и развитие химических индустриальных парков.

В наиболее крупных нефтехимических кластерах и химических индустриальных парках также должна существовать возможность для размещения инжиниринговых, машиностроительных и сервисных компаний.

В рамках действующих мер государственной поддержки и мер государственного регулирования поддержка, прежде всего, должна быть направлена на стимулирование развития продуктовых направлений категорий IA и IB (см. раздел 4.1. Приоритетные направления реализации Стратегии) как в части ОЭЗ, так и в части инновационно-инвестиционного развития.

________________

N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".


Одним из приоритетных направлений организаций химической промышленности необходимо считать такие формы организаций, как технопарки и химические индустриальные парки.

В качестве меры по привлечению малых и средних предприятий для работы в технопарках и химических индустриальных парках, в том числе, в сфере нефте- и газохимической промышленности, может выступать оказание государственной поддержки в рамках действующих нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства.

С учетом того, что на территориях химических индустриальных парков будут преимущественно размещены производители продукции приоритетных продуктовых направлений, а также сопутствующих направлений в рамках технологических цепочек, резиденты кластеров смогут получить весь набор стандартных льгот для производств в приоритетных направлениях.