Центры являются объектами, находящимися в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в собственности муниципальных образований.
Центры должны совмещать функции учреждения культуры (проведение концертов, выставок, спектаклей, кинопоказов), образовательного центра (проведение мастер-классов, организация методической помощи, курсов, медиатек, творческих студий и мастерских) и общественного пространства (организация досуга, дискуссионных клубов, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий).
Поскольку возможности организации гастролей творческих коллективов по всей Российской Федерации ограничены, в центрах предлагается широко использовать современные телекоммуникационные технологии для качественной трансляции спектаклей и музыкальных представлений, технологию "виртуальный музей" для демонстраций произведений искусства из ведущих музеев страны и мира, другие возможности распространения культурных продуктов в современных аудиовизуальных форматах.
Основные помещения центра, предназначенные для проведения мероприятий (многофункциональный зал, выставочные залы), должны быть оснащены:
оборудованием для трансформации;
цифровым и аудиовизуальным оборудованием для творческой деятельности;
широкополосным доступом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" для обеспечения доступа к медиаконтенту (для трансляции лекций, концертов, спектаклей и обеспечения работы виртуальных музеев).
Центры предоставят весь спектр возможностей для творческой самореализации посетителей всех возрастов и уровней подготовки благодаря работе следующих студий, лабораторий и мастерских:
художественная студия (живопись, лепка);
литературная студия;
музыкальная студия;
танцевальная и театральная студии;
мультимедиалаборатория (программирование, фотография, видео);
научные лаборатории;
мастерские для работы по дереву, металлу, кружки шитья, декоративно-прикладного искусства и т.д.
В зданиях центров возможно размещение учебных отделений детских музыкальных, художественных школ и школ искусств, реализующих общеобразовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы.
С учетом климатических особенностей регионов России центры должны стать местом встреч, общения и творческой самореализации местных жителей.
Расширенная общественная зона при входе в центр со свободным доступом, с кафе, возможностью выйти в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" должна декларировать современные ценности - открытость, мобильность, равный доступ к культурным ценностям.
Важным местом в центре должна стать медиатека. В условиях нехватки специалистов, владеющих передовыми знаниями и современными технологиями в области культуры, центры должны уделять особое внимание программам дистанционного образования, предназначенным для максимально широкой аудитории. Такие программы будут охватывать курсы по изучению иностранных языков, научно-популярные лекции, видеозаписи и возможности для онлайн-общения и проведения дистанционных мастер-классов с экспертами и деятелями культуры, образовательные модули и курсы.
Размещение центров в парковых зонах даст дополнительные возможности для организации культурно-массовых мероприятий, городских праздников. Рядом со зданием центра должна быть создана открытая площадка для проведения таких мероприятий. Организация проката спортинвентаря позволит совместить культурную направленность деятельности центров с деятельностью по развитию и пропаганде физической культуры и спорта.
В рамках совместной работы Федерального агентства по туризму и Министерства культуры Российской Федерации по развитию туристического потенциала малых городов России на базе центров будут разрабатываться краеведческие программы, проекты по развитию локальной идентичности, создаваться экскурсионные программы силами местных жителей.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 14 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2018 года N 1450; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2020 года N 1903. - См. предыдущую редакцию)
Важной частью деятельности центров станут создание единой гастрольной сети, позволяющей организовать поездки творческих коллективов в малые и средние города России, а также работа по обмену событиями и культурными продуктами, создаваемыми центрами.