По состоянию на 2014 год комплекс мероприятий по поддержке торговой деятельности в малых, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, предусмотренных для использования субъектами Российской Федерации, разнообразен и включает: выделение средств из региональных бюджетов на предоставление субсидий на частичное возмещение затрат, понесенных в связи с реализацией социально значимых товаров в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах; возмещение транспортных расходов по доставке социально значимых товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты; организацию выездных ярмарок; предоставление хозяйствующим субъектам, планирующим осуществление предпринимательской деятельности в труднодоступных населенных пунктах, земельных участков на льготных условиях.
Необходимо проанализировать уровень фактического применения субъектами Российской Федерации указанных мер поддержки, а также их эффективность.
Вместе с тем, участниками таких программ поддержки являются в основном малые предприятия и индивидуальные предприниматели, для которых сложность участия в административных процедурах (подготовка документации, учет и отчетность) со временем снижают привлекательность ведения торговой деятельности в таких населенных пунктах, несмотря на поддержку органов власти.
С учетом зарубежного опыта использования площадей частных жилых домов для организации торговых объектов (без перевода их в нежилой фонд), в первую очередь в небольших, малочисленных, труднодоступных и удаленных населенных пунктах подлежат подготовке предложения по внесению соответствующих изменений в законодательство. Таким способом может быть существенным образом увеличен фонд стационарных площадей, используемых для осуществления торговой деятельности и для создания малого и малого семейного торгового бизнеса, что особо важно для развития придорожного сервиса, а также для небольших городов.
Вспомогательными механизмами решения задачи будут развитие дистанционной торговли, государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие потребительской кооперации, являющихся механизмами и способами решения других основных задач настоящей Стратегии.
Меры государственной поддержки должны предоставляться претендующим на оказание такой поддержки хозяйствующим субъектам только в случае отсутствия у них задолженности по страховым взносам, пеням, штрафам в государственные внебюджетные фонды.